Как начать свой бизнес (часть первая)

6 февраля 2014, 14:00
5 шагов для воплощения мечты всей жизни

Воплотить смелую мечту в жизнь проще, чем кажется  

Многие из нас хотя бы время от времени задаются вопросом: а не хватит ли мне работать "на дядю"? Для большинства людей этот вопрос зависает в воздухе. Нам многого не хватает для того, чтобы решиться на большие перемены: то нет хорошей идеи для бизнеса, то нет уверенности в своих способностях, то мы чувствуем недостаток необходимых знаний и простого понимания, с чего начать.

О том, откуда взять идею на миллион, мы уже писали. А теперь попробуем решить, что делать с этой блестящей идеей дальше. Ведь воплощаться сама собой, без усилий с нашей стороны, она почему-то не хочет. В том, с чего начинать, куда податься и на что обращать свои усилия человеку, воодушевленному блестящей идеей бизнеса, нам помогли разобраться управляющий партнер бизнес-инкубатора (организации, занимающейся поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития. — Авт.) iHUD, глава правления Seed Forum Ukraine Дмитрий Подолев и главный исполнительный директор бизнес-инкубатора Happy Farm, основатель Всеукраинского конкурса "Инновационный прорыв" Анна Дегтерева.

Реклама

ШАГ 1: Собираем команду энтузиастов

"Идея, даже самая неординарная, не стоит ничего, если за ней не стоит сильная команда, готовая к ее воплощению", — говорит Анна Дегтерева.

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ. Кому-то везет, и он встречает таких уже в ближнем круге общения. Другим приходится искать будущих партнеров во внешнем мире — например, в тематических сообществах социальных сетей. Очень полезным может быть посещение разнообразных бесплатных мероприятий, организуемых бизнес-инкубаторами, на которых можно не только прослушать лекции специалистов об основах ведения бизнеса, но и встретить родственную душу, зараженную той же бациллой предпринимательства.

Реклама

ЭНТУЗИАЗМ. Вовсе не обязательно выбирать в партнеры людей, уже имеющих нужные знания, навыки и опыт. "Все начинали с нуля, — говорит Дмитрий Подолев. — Это не проблема, надо ведь как-то начинать". По его словам, хоть их бизнес-инкубатор и специализируется на проектах в IТ-сфере, среди большинства команд стартапов вначале вообще нет программистов, а тем более — специалистов по маркетингу и другим важным для бизнеса вещам. Это просто молодые люди с идеями каких-то продуктов,  горящие желанием их воплотить. А нужные знания можно получить и от экспертов.

"Начать, прежде всего, нужно с честного ответа на вопрос самому себе: "Действительно ли я готов реализовать эту идею и работать 24 часа в сутки семь дней в неделю?" — говорит Анна Дегтярева. — Ведь это стартап — здесь нет полумер. Нужно полностью погрузиться в проект, жить им и идти к своей цели, как бы порой ни было сложно".

ШАГ 2: Пляшем от рынка, или маркетинг "по-простому"

Реклама

Одно из страшных слов, которыми пугают начинающих предпринимателей, — это "маркетинг". Собственно, даже специалисты до сих пор не знают толком, что это такое: загляните в любое интернет-сообщество маркетологов и убедитесь, что по поводу задач и функций маркетинга там идут кровавые битвы вплоть до виртуально выбитых зубов.

Анна Дегтярева всю эту премудрость сводит к четырем практически необходимым шагам.

ПРОБЛЕМА. Нужно четко понимать, какую проблему решает ваш продукт или сервис и как именно. Зачастую так и происходит: идея для стартапа появляется как решение проблемы, с которой будущий предприниматель столкнулся сам.
Проект, претендующий на решение большого числа задач сразу, скорее всего, толком не решает ни одной, а потому обречен на неудачу. Идеальный вариант — очень конкретная, вроде бы и несложная, но весьма неприятная для какой-то аудитории проблема.

АУДИТОРИЯ. Важно определить своих потенциальных клиентов. Продукты "для всех" могут позволить себе только крупные и устоявшиеся на рынке компании, которым уже не так страшна конкуренция. А вот узкие рыночные ниши с их специфическими потребностями крупным компаниям зачастую не интересны: предложив такой нише специально "заточенный" под нее продукт, вы можете рассчитывать на успех.

КОНКУРЕНТЫ. Вы должны знать конкурентов в лицо — что именно они предлагают, по каким ценам, с каким сервисом, как распространяют продукт, как рекламируются. Зная это, вы можете сделать свое предложение более привлекательным для покупателей.

МОНЕТИЗАЦИЯ. Вы должны продумать, как собираетесь зарабатывать деньги на вашем продукте. Этот совет в большей степени актуален для проектов в интернете, для которых типичная проблема — превращение популярности сайта в реальную прибыль. Но и в оффлайн-бизнесе далеко не всегда начинающие предприниматели до конца представляют, какую именно прибыль, при каких условиях и как именно они смогут извлечь из своего проекта.

ШАГ 3: От прототипа к продукту

Если создаваемый бизнес связан с производством какого-то нового изделия или предоставлением новой услуги, то часто не обойтись без создания прототипа и его тестирования. Прототипом может быть очень упрощенная (а потому недорогая и быстрая в изготовлении) версия вашего продукта, которая демонстрирует его основную идею. Вы либо предоставляете его в пользование кому-то из потенциальных клиентов совсем бесплатно, либо продаете по смешным ценам. А дальше надо собрать отзывы и пожелания пользователей.

Даже если вы определились для себя с окончательным видом продукта, все-таки проверьте идею в малых масштабах (сделайте нечто вроде пилотного проекта). Не шейте вашу гениальную модель одежды многотысячными сериями и не тратьтесь на то, чтобы она оказалась в известных магазинах по всему городу. Сделайте маленькую партию, и предложите ее паре партнеров из розницы. Если вы полны амбиций развернуть сеть мини-кофеен по всему городу или даже всей стране, начните с одной точки, расположенной где-нибудь на окраине. Так вы убедитесь в том, что идея работает, не тратя при этом лишних ресурсов. А если ваша идея действительно имеет хороший рыночный потенциал, то вы не привлечете к ней раньше времени внимание со стороны более мощных и опытных игроков рынка, которые запросто могут быстро запустить свой аналог.

Проверенный в работе и хорошо показавший себя прототип может быть хорошим аргументом для получения серьезных инвестиций, которые помогут выйти на рынок громко и масштабно.