К аресту главы Nissan привел бизнес-конфликт: СМИ раскрыли подоплеку ситуации

21 ноября 2018, 11:00
Источники утверждают, что у Карлоса Гона были противоречия с японской стороной

Карлос Гон. Фото: AFP

Экс-глава Renault, Mitsubishi и Nissan Карлос Гон, арестованный в Японии 19 ноября, планировал слияние двух компаний, а совет директоров японского автопроизводителя был против сделки и искал способы ее заблокировать. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на собственный источники.

Издание сообщает, что члены совета директоров Nissan ждали, что предложение будет сделано в ближайшие месяцы.

Реклама

Почти 20 лет назад в рамках формирования альянса Renault и Nissan была придумана структура перекрестного владения акциями компаний, позднее к ним добавилась Mitsubishi. Сейчас Nissan и правительство Франции владеют примерно по 15% акций Renault, которой принадлежат 43% акций Nissan. При этом Nissan также контролирует 34% акций Mitsubishi. У Renault есть значительные права контроля в отношении Nissan, включая возможность прямо влиять на назначение высшего руководства. Доля Nissan не дает японской компании прав голоса и контроля над хозяйственной деятельностью французского партнера.

Правительство Франции в последнее время настаивало на большем сближении автоконцернов, чтобы сохранить альянс после ухода Гона, ожидавшегося в 2022 году. Однако у японской стороны были определенные возражения.

"Совет директоров Nissan всегда говорил, что будет жестко бороться с любой реорганизацией, которая закрепит статус Nissan как компании второго эшелона", – заявил один из источников.

Реклама

По его словам, Nissan также считала бизнес Renault более слабым и опасалась предоставлять французской компании доступ к своим запасам ликвидности, составлявшим 1,2 трлн иен (10,7 млрд долларов) на конец первого финполугодия 2018 года.

По мере обсуждения варианта полного слияния росла напряженность в отношениях Гона и Хирото Саикавы, который в 2017 году сменил его в качестве CEO Nissan, утверждают люди, близко знающие их лично. В том числе Гон был недоволен результатами японской группы, прибыль и рентабельность которой снижались из-за ослабления роста в США и Китае.

Кроме того, репутация Nissan пострадала из-за скандалов, связанных с нарушениями контроля качества и фальсификацией данных об экономии топлива.

Реклама

Арест стал неожиданностью и для самого Гона, утверждают источники: он прилетел в японскую столицу в понедельник, чтобы в среду встретиться с губернатором Токио. Когда же его рейс приземлился в токийском аэропорту, топ-менеджера уже ждали представители прокуратуры и журналисты газеты Asahi, первой написавшей об этом скандале.

Напомним, Гона обвиняют в нарушении финансового законодательства. Как утверждают в полиции, Гон уклонялся от налогов, искажая информацию о собственных выплатах. В период с 2011 по 2015 год он занизил информацию о своих выплатах почти на 5 млрд иен (около 44,4 млн долларов по текущему курсу). В Nissan вменяемые директору концерна нарушения уже признали. Внутреннее расследование показало, что начальник годами преуменьшал размер денежных выплат и расходовал средства компании в собственных целях.

Скандал уже привел к последствиям для обоих автомобильных гигантов: рыночная стоимость Renault "просела" на 2 млрд евро до 17 млрд, а акции компании подешевели на 11%; стоимость ценных бумг Nissan тоже обвалилась.