ІСЕ – что продают заправки вместо "девяносто пятого" бензина?

27 мая 2021, 16:35
Эксперты Института потребительских экспертиз, провели рейд по наиболее популярным сетям АЗС с целью проверить наиболее популярный "девяносто пятый" бензин

Основное внимание эксперты уделили большим сетям, но также пробы отобрали и в средних и региональных сетях, позиционирующих себя на рынке как дискаунтеры. В этом исследовании были отобраны образцы 12 сетей – ОККО, SHELL, PARALLEL, KLO, Prime, Укрнафта, Avantage 7, Фактор, БРСМ-нафта, МОТТО, Sun Oil и АС Ойл.

В этот раз эксперты внедрили нововведение – разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели "запас прочности" по качеству, синюю – АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и красную – сети, топливо в которых оказалось некондиционным, то есть имело отклонения в качественных показателях.

Из 12 участников в "зеленую" зону попали 5 образцов – ОККО, SHELL, KLO (топливо украинского производства SHEBEL), PARALLEL и Prime. Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число. Все образцы этой группы показали отличный результат – "запас" у всех оказался в районе единицы. Наибольший обнаружен у ОККО (96,2 ед.) и SHELL (96,2 ед.) и быстрорастущей сети Prime (96 ед.). Их коллеги всего лишь на одну десятую не достигли рекордсменов – PARALLEL и KLO – по 95,9 ед. С содержанием серы, одним из важнейших показателей, который является основным для долгой "жизни" двигателя, также проблем не оказалось, все топливо соответствовало нормативам Евро 5. Минимальные значения идентифицированы у SHELL и ОККО (3,9 и 4 мг/кг соответственно), у PARALLEL, KLO и Prime также значения в пределах 5 мг/кг. Это однозначный маркер заводского происхождения топлива.

В "синей" зоне оказались сети АЗС Avantage 7, Фактор и Укрнафта. Бензин А-95, реализуемый здесь, отвечал всем требованиям ДСТУ, но без "запаса".

И наконец "красная" зона. В число аутсайдеров попали целых четыре образца, которые были приобретены в сетях БРСМ-нафта, МОТТО, Sun Oil и АС Ойл. Во всех четырех случаях был обнаружен недостаток "октана" – БРСМ-нафта (92,8 ед.), МОТТО (94,2 ед.), Sun Oil (94 ед.). Нарушение серьезное, но цифры, обнаруженные в пробе АС Ойл, "не лезли ни в какие ворота" – 88,2 единицы! С таким октановым числом современное авто вряд ли вообще заведется. В целом, такие показатели октанового числа свидетельствуют о кустарном происхождении топлива, с завода такое топливо не вышло бы. Сера была превышена более чем в полтора раза в образцах Sun Oil и АС Ойл, а с бензолом и вовсе печаль – полуторакратное превышение у них же, и более, чем двукратное – у МОТТО. И наконец, вредоносные амины были обнаружены в образце Sun Oil. Также и во фракционном составе пробы БРСМ-нафта была обнаружена особенность – поздно наступающая температура выкипания, что может привести к проблемам при запуске двигателя, а также разжижению масла в картере.

Итоги исследования показали четкую тенденцию к увеличению на рынке большого количества некондиционного топлива полу- и кустарного производства в определенных сетях. При этом цена на такой "продукт" не такая уж и низкая. С другой стороны, большие сети, такие как ОККО, SHELL и PARALLEL гарантированно реализуют топливо с европейских и белорусских НПЗ. Также эксперты отметили стабильно высокое качество топлива украинского производства SHEBEL.

Вадим Кривенко