Инвесторов в Украину привлекают новыми законами о защите прав

20 марта 2015, 08:47
Украина остро нуждается не только в кредитных деньгах, но и инвестициях. Для их привлечения совершенствуется законодательство.

Украина остро нуждается в инвестициях. Коллаж: business.ua

18 марта премьер-министр Арсений Яценюк обратился к коалиции парламентских фракций с просьбой принять разработанные правительством законопроекты, которые дадут возможность Украине повысить показатели легкости ведения бизнеса и улучшить инвестиционный климат. Принятие этих законопроектов, по его словам, также даст возможность получить от Всемирного банка и японских партнеров в целом $800 млн долл.

"Эти деньги пойдут исключительно на развитие экономики, на инфраструктурные проекты, создание рабочих мест и запуск экономического двигателя страны", – подчеркнул глава правительства.

Реклама

То есть часть этих средств можно рассматривать как инвестиции непосредственно в экономику страны, в отличие от кредитов МВФ, которые (пока, по крайней мере) идут только на пополнение резервов Нацбанка и выплату внешних долгов.

На днях министр финансов Наталья Яресько отметила, что кредита МВФ в $17,5 млрд хватит лишь для стабилизации банковского и финансового секторов: "Этого недостаточно с точки зрения того, что мы хотели бы видеть в Украине не просто стабилизацию, но для того, чтобы расти и процветать, нам необходимо привлечь инвестиции".

Фото AFP

Реклама

Защита прав для привлечения инвестиций

Привлечение зарубежных инвестиций – сложный многофакторный процесс. И одним из его важнейших условий является высокий уровень юридической защиты прав инвесторов в стране. На это направлены некоторые из законопроектов, о которых говорил премьер.

Так, законопроект № 2259 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов" был принят в первом чтении 2 марта. В целом он направлен на то, чтобы сделать акционерные общества более привлекательными для инвесторов, в том числе и за счет появления новых и действенных механизмов защите прав миноритарных акционеров. Напомним, что миноритарным акционером (миноритарием) обычно называют физическое или юридическое лицо, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении акционерным обществом (например, путем формирования совета директоров).

Реклама

Поскольку миноритарий не участвует в корпоративном управлении, ему сложно противодействовать акционерам, владеющим контрольным пакетом акций, если те решат каким-либо образом уменьшить ценность акций миноритария (путем вывода активов или дополнительной эмиссией акций). Поэтому национальные законодательства предусматривают специальные права для миноритариев. Есть подобное в Украине и сейчас, но на практике эти права мало эффективны. Поэтому большинство (мажоритарный акционер) фактически имеет возможность злоупотреблять своим положением и реализовывать под видом общего интереса свои интересы в ущерб интересам мелких акционеров.

Проблема злоупотреблений со стороны мажоритарных акционеров актуальна не только для Украины, но и для многих развитых стран. Но у нас она обострена за счет того, что в большинстве акционерных обществ есть контролирующий акционер (владеющий 50% + 1 акция), на Западе же как правило акции (особенно крупных компаний) распылены между огромным количеством акционеров. Правда, из-за этого там обостряются проблемы, связанные с злоупотреблениями наемного менеджмента.

Если объем прав, предоставленных законодательством миноритариям с небольшой долей (зачастую всего 1%) довольно велик, то они могут заниматься так называемым корпоративным шантажом ("гринмейлом"), т. е. требовать выкупа своих акций за повышенную цену, угрожая в противном случае парализовать работу компании судебными исками. Подобное на Западе, особенно в США, встречается нередко. Но с существованием такой обратной стороны медали приходится мириться.

Новые законопроекты

Законопроект № 2259 предполагает, что права инвесторов в Украине будут лучше защищены благодаря:

- внедрению права производного иска (т.е. права миноритария или их группы с общей долей не менее 5% акций подать иск от имени общества против его менеджмента для возмещения убытков);

     - установлению ответственности должностных лиц хозяйственных обществ в случае нанесения ущерба обществу их неправомерными действиями;

     - созданию условия для перехода квазипубличных акционерных обществ в частную форму;

     - введению института независимых директоров, которые, по идее, должны представлять интересы миноритариев;

     - установлению детального регулирования сделок с заинтересованностью, которое будет учитывать интересы всех акционеров;

     - внесению значительного количества изменений в нормы о порядке созыва, проведения общих собраний акционеров, а также подсчета голосов; это должно способствовать более прозрачному принятию решений

и др.

Еще один законопроект – №2273, который пока не проголосован депутатами, предлагает уже в этом году, а не с 1 января 2016 г. снизить кворум, необходимый для проведения общего собрания акционерного общества, с 60% до 50%+1 акция. Напомним, что данная норма уже действует для обществ, в уставном капитале которых не менее 50% акций принадлежит государству, для остальных же установлен более поздний срок.

Этот проект также предусматривает, что если дивиденды не выплачены в срок, установленный собранием акционеров, то у акционера возникает право обратиться к нотариусу за исполнительным предписанием на документах, по которым взимание задолженности проводится в бесспорном порядке.

Вообще же, выплата дивидендов – право, а не обязанность акционерного общества.

Мажоритарии зачастую мало заинтересованы в их выплате, т. к. могут получать доход от общества иными путями. Поэтому в законодательстве некоторых стран установлена обязательность выплаты дивидендов при условии получения прибыли обществом.