Интернет-банкинг: доступ к деньгам дома и на работе

16 марта 2011, 10:25
Какие банковские услуги можно получать в Сети.

Многие украинские банки уже предлагают своим клиентам управлять деньгами через интернет

Мы живем в эпоху интернета. Теперь в Сети можно не только общаться и покупать товары, но даже голосовать на выборах, как делают эстонцы. Что уж говорить о дистанционном контроле своих финансов…

Интернет-банкинг (ИБ) в развитых странах — норма жизни, а вот украинцы к нему пока не привыкли. Хотя многие украинские банки уже предлагают своим клиентам управлять своими деньгами дистанционно. Мы разобрались, как стать клиентом ИБ и что это дает.

Реклама

КАК ПОДКЛЮЧИТЬСЯ

В большинстве банков подключиться к интернет-банкингу могут только их клиенты. Оно и понятно: если у человека в банке нет счета, то что он будет проверять? Как рассказал нам начальник отдела электронного банкинга "Укрэксимбанка" Григорий Гарбуз, к "Финансовому порталу" (так в банке называется система интернет-банкинга), может подключиться любой клиент, у которого открыт счет или есть платежная карточка. Так же обстоят дела и в других опрошенных нами банках.

Хотя из этого правила есть исключение. К системе "Приват24" может подключиться любой, даже тот, у кого нет счета в "ПриватБанке". Зарегистрировавшись через интернет, без визита в отделение банка, человек автоматически становится его клиентом, так как ему автоматически открывается счет в гривнях. Затем у него будет возможность открывать и другие счета, получать на них деньги, делать переводы и пользоваться всеми остальными услугами.

Реклама

В большинстве банков для подключения к интернет-банкингу клиенту придется зайти в отделение: подписать договора и получить данные или даже технику для доступа в систему (в некоторых банках для экономии времени можно оставить заявку на сайте и прийти уже непосредственно для подписания договора). Например, в UniCredit Bank клиент в отделении вместе с договором получит карточку с паролями, которые нужны для совершения платежей, а в OTP Bank и "Укрэксимбанке" — небольшой брелок-генератор паролей, который также нужен для платежей.

ДОСТУПНЫЕ УСЛУГИ

Набор услуг в интернете у большинства банков примерно одинаков: проверка состояния счетов (текущего, карточного, депозитного, кредитного) и выписок по ним, перечисление денег между счетами и по Украине, открытие новых счетов и депозитов, заказ платежных карт, погашение кредитов. Хотя различия все же есть: где-то каких-то возможностей нет, а где-то есть дополнительные навороты. Например, в банке "Финансы и Кредит" пока можно делать переводы только на счета внутри банка, а на счета в других банках нельзя (в банке говорят, это временно и скоро такая возможность появится). В "ПриватБанке" есть возможность через интернет делать переводы за границу (на счета в иностранных банках), в ПУМБ и "Укрэксимбанке" можно без визита в банк включать-выключать и настраивать sms-банкинг (вам будут приходить sms о поступлении денег на счет и списании).

Реклама

БЕЗОПАСНОСТЬ

Кого-то может напугать возможность потерять деньги в безграничном пространстве интернета. Но надо сказать, что банки обеспечивают безопасность сразу на нескольких уровнях. "Банк отслеживает действия клиентов и особенно какую-то аномальную активность. К тому же, например, у нас в банке любая операция, инициированная клиентом, подтверждается одноразовым паролем, который отправляется на мобильный телефон клиента. Этот пароль клиент должен ввести в систему для окончательного подтверждения операции", — говорит директор департамента развития карточного бизнеса VAB Банка Юлия Морозова. Кстати, подобные системы с одноразовыми паролями на мобильный работают также в "ПриватБанке" и в ПУМБ.

Но как бы банк ни работал над безопасностью своей системы, банкиры с сожалением отмечают, что почти всегда деньги клиента подвергаются риску по его же вине: из-за несоблюдения правил пользования системой и пренебрежения правилами безопасности. С помощью банкиров мы даем несколько советов по безопасности расчетов в Сети:

— не пользуйтесь интернет-банкингом в местах, где возможно хищение личных данных, например, в интернет-кафе;

— устанавливайте ограничения по сумме и количеству операций, сделанных через интернет-банкинг (по аналогии с такими же лимитами по платежным картам);

— если вы пользуетесь системой, где на мобилку отправляются sms-сообщения с одноразовыми паролями, в случае кражи или потери мобилки позвоните не только мобильному оператору, чтобы заблокировать телефон, но и в банк, чтобы заблокировать доступ к интернет-банкингу;

— при работе в системе ИБ не пользуйтесь функцией интернет-браузеров "Сохранить пароль";

— не заходите в систему ИБ с неизвестных ссылок (рекламы на сайтах; из электронного письма). Используйте для входа или прямую ссылку (лично добавьте ее в "избранное" своего интернет-браузера), или официальную страницу банка, где есть ссылка для доступа к системе;

— когда заканчиваете работу в системе интернет-банкинга, нажмите кнопку "Выход" (или "Завершить работу") и только потом закрывайте страницу браузера.

Андрей Бурный