Идеи для социального бизнеса: зарабатываем на сладостях, овощах и здоровье

18 июля 2012, 10:45
В рамках проекта "Содействие развитию социального предпринимательства в Украине" газета "Сегодня" побывала на нескольких социальных предприятиях Украины и Румынии.

Социальная пекарня во Львове

ЧАСТЬ 1. Социальный бизнес: дают гранты и льготные кредиты, но "в плюс" выйдете не сразу

Продолжение

Реклама

Возможно, опыт других подскажет кому-то свою идею социального бизнеса. К слову, в Румынии социальное предпринимательство активно развивается с 2009 года. Толчок этому дали программы Европейского Союза, членом которого является наша соседка. Благодаря щедрости европейских фондов румынские социальные предприятия могут рассчитывать на весьма значительные гранты. Их размеры порой исчисляются миллионами евро. Однако в Румынии, как и у нас, до сих пор нет закона о социальном предпринимательстве. Соответственно, нет и льгот по налогообложению. Хотя законопроект, подобный нашему, уже разрабатывается на правительственном уровне при помощи общественных организаций.

ПЕКАРНЯ "ОРЕХОВЫЙ ДОМ", Г. ЛЬВОВ, УКРАИНА

Социальному предприятию-пекарне прибыль нужна для помощи центру интеграционной опеки для женщин, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и службе социального такси (его машины оборудованы пандусами для инвалидов). Создали эту пекарню руководители Львовской общественной организации "Народная помощь", на балансе которой и находится это предприятие.

Реклама

"Заработанные деньги в виде благотворительных взносов перечисляются на счет "Народной помощи". Хотя скоро для упрощения документооборота мы планируем зарегистрировать пекарню на физлицо-предпринимателя, — рассказывает Юрий Лопатинский, исполнительный директор "Народной помощи" и один из создателей пекарни. — У нас работают квалифицированные сотрудницы. А статус соцпредприятия нам дает перечисление прибыли центру опеки в качестве благотворительности. Мы выпекаем несколько видов кондитерских изделий, в том числе печенье "Ореховый комплимент", которое поставляется в известные кафе Львова".

Сейчас месячный доход пекарни — 6 тыс. грн. Он расходуется на зарплату сотрудникам, сырье и аренду помещения. Оставшаяся прибыль — 500 грн — идет на благотворительность. "Надеемся, когда раскрутимся, на большую прибыль. Свои начальные инвестиции мы пока не окупили, так как существуем только с мая 2011 года, — уточняет Лопатинский. — А первоначальные вложения в пекарню составили около 80 тыс. грн. К счастью, это был грант, который мы получили от австрийского министерства социального обеспечения и защиты прав потребителей с помощью стандартной заявки, в которой мы обосновали необходимость создания пекарни. Поэтому мы не должны возвращать эти деньги. Получить его было несложно. А всем претендентам я бы советовал придумать интересную бизнес-идею, которую несложно реализовать".

ПРОЕКТ "АСАТ", Г. ТИМИШОАРА, РУМЫНИЯ

Реклама

Проект "Асат" координирует помощь фермерским социальным предприятиям. В данном случае ведется работа с такими социально уязвимыми слоями населения, как фермеры. После вступления Румынии в ЕС они особенно пострадали от засилья импортной продукции. Некоторые мелкие сельхозпроизводители практически остались без средств к существованию. Это подтолкнуло благотворительную организацию "Криес" поддержать их бизнес. В результате на деньги, полученные от гранта, был создан сайт, на котором размещаются заявки фермеров, предлагающих "подписаться" на свою продукцию.

"На сайте можно найти подобную информацию о фермерах, вплоть до их семейных фото, — рассказывает Рамона, жительница Тимишоары, которая "подписана" на продукцию одного из местных фермеров. — В среднем один производитель набирает около 50 "подписчиков". Мы каждый месяц вносим ему на счет небольшую сумму. За год "набегает" $200—300 с человека. Из этих денег фермер и его жена получают "зарплату" — около 400 евро в месяц на одного. К слову, минимальная зарплата в Румынии — ниже 200 евро. Кроме того, на эти деньги они закупают семена для посадки. В результате вся выращенная продукция распределяется поровну между всеми "подписчиками" на нее". Социальный элемент в таком предпринимательстве состоит еще и в том, что в неурожайные годы люди могут получить совсем мало продукции или не получить ее вовсе. Тогда внесенные на счет фермера деньги, по сути, превращаются в благотворительные взносы.

КЛИНИКА "МОТИВАЦИЯ", Г. БУХАРЕСТ, РУМЫНИЯ

Клиника "Мотивация", открытая в 2011-м, служит ярким примером прибыльного соцпредприятия. "Мы работаем в сфере реабилитации пациентов с ортопедическими, неврологическими, ревматическими и другими заболеваниями, — рассказывает Елена Филип, директор клиники. — Мы не благотворительная организация, а платная частная больница. Но у нас есть программа, по которой инвалиды могут лечиться бесплатно или со скидкой. Так, сейчас в клинике обслуживаются 45 платных пациентов. Но 12 из них — инвалиды, которые получают 25%-ю скидку на услуги. Вдобавок, двух человек мы лечим бесплатно. Это инвалиды, которые не могут самостоятельно оплатить лечение. Согласно нашим требованиям, их ежемесячный доход не должен превышать 120 евро на человека". Форма организации клиники — общество с ограниченной ответственностью. А создана она фондом Motivation Romania. "Для открытия клиники фонд получил банковский заем по программе кредитования соцпредприятий, — объясняет Елена. — Его нам выдали под 0% годовых, без комиссий и залога. Возвращать его придется 5 лет. При написании заявки на кредит я бы советовала четко расписать, когда и как вы собираетесь выйти в прибыль".

СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ ИЛИ ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ

1. Подавая заявку в благотворительный фонд или банк, четко объясните в ней, в чем состоит социальная миссия вашего предприятия.

2. Составьте бизнес-план, в котором укажите нужную вам сумму денег и цели, на которые вы планируете ее потратить.

3. Постарайтесь доказать с помощью своего бизнес-плана, что вы сможете получить прибыль в вашей работе. Это повысит доверие к вашему проекту.

4. Сразу объясните, как вы будете отчитываться о потраченных деньгах.

5. Выбирайте вид деятельности, который вы знаете. Не беритесь сразу "объять необъятное" и не замахивайтесь сразу на масштабные проекты (к примеру, трудоустроить сразу целое село, пострадавшее от наводнения). Вы должны сами верить в то, что сможете их реализовать.

6. Подавайте заявку от имени неприбыльной общественной организации. Тогда грант не будет облагаться налогами.