Греческий кризис: уроки для Украины и последствия для Евросоюза

2 июля 2015, 08:06
Греческая история одновременно демонстрирует опасность популизма политиков и риски приема масштабной внешней финансовой помощи

Политики сгущают краски вокруг греческого кризиса. Фото: AFP

До ноля часов 1 июля Греция должна была совершить плановый платеж в пользу МВФ в размере 1,54 млрд евро. Этого не произошло. Утром представитель фонда официально сообщил о факте (не употребляя термин "дефолт") и подчеркнул, что теперь Греция сможет получить финансовую помощь от международных кредиторов только после погашения задолженности.

Денег у греческого правительства нет, поэтому нарастает вероятность дефолта Афин по гособязательствам, совокупный объем которых составляет огромную сумму – 323 млрд евро.

Реклама

Борьба вокруг программы помощи

Реклама

Еврогруппа, в которую входят 19 стран, использующих евро, еще в феврале приняла программу финансовой поддержки Греции, чтобы спасти страну от возможного дефолта. Но для ее запуска и получения последнего транша по действующей программе нужно было до 1 июля согласовать долговременную программу глубоких и непопулярных реформ экономики и финансовой системы страны. Левое правительство Алексиса Ципраса не захотело сделать этого, вместо этого премьер-министр прибег к шантажу: 28 июня он объявил о проведении 5 июля референдума по предложениям кредиторов. И добавил, что если греки проголосуют за поддержку программы жесткой экономии, то он уйдет в отставку. Стало понятно, что страна не рассчитается с МВФ, и в краткосрочной перспективе ей угрожают банкротство и выход из еврозоны. Экономисты и политики начали обсуждать возможные варианты развития событий.

30 июня утром Ципрас продолжил свою игру – новый план для Евросоюза. Согласно ему, ЕС должен удовлетворять все финансовые потребности Греции в течение следующих двух лет при помощи средств Европейского фонда финансовой стабильности, а также реструктуризировать ее долги. Для представления своих интересов на переговорах с кредиторами греческое правительство наняло американо-французский банк Lazard. Его глава банка уже заявил, что не только можно, но и "абсолютно необходимо" сократить задолженность Греции на 100 млрд евро. Интересно, что этому же банку правительство Украины поручило вести переговоры со своими кредиторами.

Этот "план" в ЕС вежливо завернули, сказав, что до референдума вообще не о чем говорить. Потом же Греция может запросить у кредиторов новую программу помощи, однако ей при этом будут выдвинуты условия, возможно, более жесткие.

Реклама

Тогда вечером того же дня Ципрас направил новое письмо, в котором согласился принять предложения кредиторов при условии внесения в них ряда изменений. В ответ он просил продлить программу финансовой помощи. 1 июля появились сообщения о том, что референдум может быть отменен или перенесен, если будут возобновлены переговоры относительно программы спасения страны. Эти предложения начала рассматривать Еврогруппа.

Возможные варианты развития событий

Нынешняя ситуация в Греции во многом напоминает ту, которая была в стране в 2011-2012 гг. Тогда кредиторы пошли на уступки, чтобы не рисковать стабильностью еврозоны. Греческие проблемы могли повториться в Португалии, Испании и Италии, под угрозой были крупнейшие европейские банки, державшие греческие облигации. Дефолт Греции мог обвалить рынки госдолга в других странах периферии ЕС.

Но сейчас Европейский центробанк в рамках борьбы с дефляцией (программа количественного смягчения) покупает на свой баланс гособлигации стран еврозоны в объеме 60 млрд евро в месяц и будет это делать как минимум до сентября 2016 г. Поэтому в случае распродажи частными инвесторами каких-либо гособлигаций ЕЦБ вполне сможет поддержать "слабых".

Сейчас всплеск доходности по греческим гособлигациям не сопровождается аналогичным движением в других ценных бумагах. Динамика пары евро-доллар почти не реагирует на греческие события. Это говорит о том, что инвесторы по поводу возможного дефолта сильно не беспокоятся. Так 1 июня, после получения известий о дефолте Греции по долгам перед МВФ и прекращении международной помощи, фондовые рынки ЕС не упали, а прибавили от 1,5% до 2,5%. Золото и нефть, которые в этой ситуации воспринимаются как тихая гавань, снова дешевеют.

Значительно ниже сейчас и риски банковского сектора: в 2008 г. европейские банки держали греческих облигаций почти на 300 млрд евро, а сейчас их всего на сумму около 30 млрд евро. Основной же долг скопился у официальных институтов, прежде всего у МВФ и Европейского фонда финансовой стабильности.

Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум в своих заявлениях постоянно транслирует убежденность, что Еврогруппа имеет поле для маневра, она укрепилась, обросла новыми институтами, способными смягчать финансовые удары.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер ставит в пример Греции другие страны ЕС — Ирландию, Испанию, Португалию, Латвию, Кипр, которые "прошли через очень сложные времена, их правительства приняли трудные решения. Некоторые заплатили высокую политическую цену за свою солидарность и финансовую поддержку". Добавим, что теперь Португалия и Испания находятся в числе кредиторов Греции.

Потери европейцев в случае списания долга Греции, евро на душу населения 

Нидерланды

708

Германия

700

Финляндия

687

Австрия

683

Бельгия

646

Франция

642

Италия         

623

Испания

531

Словакия

278

Португалия

105

 Источник: Euronews 2015

Казалось бы, если Греция откажется от евро, то спекулянты на мировом финансовом рынке перестанут ассоциировать с ее долговыми проблемами Францию и Германию, избавляться от акций их компаний и банков, играть на понижение курса евро. Но лидеры ЕС не хотят такого отказа.

Канцлер Германии Ангела Меркель:

"Если потерпит неудачу евро и будет утрачена способность поиска компромиссов, то потерпит неудачу Европа".

Жан-Клод Юнкер:

"На кону дух европейской солидарности и ответственности".

Но политики сгущают краски – еврозоне в целом ситуация не угрожает. Да и греческие руководители и не хотят отказываться от евро, а если их попытаются исключить из валютного блока, то грозят обратиться в суд. Они понимают, что для Греции выход из зоны евро будет означать потерю возможности получать внешние кредиты, потенциальный крах банковской системы и волну судебных разбирательств с кредиторами и поставщиками. Переход на собственную валюту (драхму) будет сопровождаться ее резкой девальвацией. В результате сильно пострадает покупательная способность населения, греческие активы обесценятся. Главная проблема Греции не евро, а долг, который номинирован в евро. И если страна перейдет на драхму, то это только усложнит процесс выплаты такого долга.

Ситуация в Греции требует быстрого разрешения. Ведь в июле стране предстоят новые выплаты кредиторам на сумму уже несколько миллиардов евро. Причем если не будет выплачен платеж 10 июля (2 млрд евро), то дефолт страны уже официально объявят международные рейтинговые агентства.

Связь экономики и политики

Греческий долговой кризис – это не только экономика, но и большая международная политика. Само принятие Греции в ЕС и затем в зону евро было скорее политическим решением, т.к.  по экономическим критериям страна никак не подходила для этого. И за годы членства она не только сама не приблизилась к "ядру" ЕС, но упорно сопротивлялась всем попыткам привести ее в "капиталистическое чувство". Социалистические идеи левых там были сильны всегда, а нынешнее правительство довело их просто до верха популистского совершенства.

В результате в нынешней ситуации, видимо, играют роль и субъективные факторы: премьер Ципрас и его левацкое движение "Сириза" являются "чужими" для ЕС в целом и Меркель в частности (на канцлера Германии в Греции даже рисуют карикатуры со свастикой). К тому же Ципрас пытается дружить с Путиным в надежде получить от него денег (пока, правда, безуспешно). В этой связи напомним, что Греция еще даже не приступила к процедуре ратификации Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.

Проблемы Греции – это одно из проявлений кризиса ЕС. Ведь одновременно с этим отмечается политический и экономический упадок Франции, Великобритания намерена поставить вопрос о выходе из ЕС, происходят брожения среди части новых членов ЕС в связи с российской агрессией в Украине. Еще недавно считалось, что многие внутренние проблемы Евросоюза могут быть решены за счет его расширения и втягивание новых стран в зону действия общеевропейских норм и правил. Сейчас же по этому поводу нарастают сомнения.

Поэтому Украине нужно быть готовой к тому, что вопрос ее членства в ЕС будет все время откладываться. Но в этом не только нет трагедии, но есть и свои плюсы, как показывает опыт той же Греции. Ведь сохраняя суверенитет над собственной экономикой и финансами, страна имеет больше степеней свободы для решения собственных задач.