Гонтарева назвала причины резкого падения гривны

30 декабря 2014, 11:20
"Папередники" потратили 23 млрд резервов на поддержание курса в 8 грн/долл

Валерия Гонтарева. Фото: AFP

В 2014 году в Украине прошло 2 волны девальвации гривны, одной из причин которых является выравнивание накопленных дисбалансов, которые в прошлом году составляли минус 16,5 млрд долларов.

"Из-за искусственного поддержания курса в 8 грн было потрачено 23 млрд резервов. За первые два месяца этого года ушло более 4 млрд", – сказала она на пресс-конференции во вторник.

Реклама

По ее словам, на конец 2013 года Украина еще не вышла из рецессии 2008 года. Баланс не достиг докризисных показателей.

"В ноябре-декабре прошлого года, как нам казалось, непонятно почему, власть повернулась на 180 градусов в сторону сепаратистских переговоров с РФ. Теперь мы понимаем, что это произошло из-за накопленных дисбалансов", – сказала глава НБУ.

Гонтарева отметила, что революционная ситуация в нашей экономике случилась давно. По ее словам, "низы" однозначно не хотели жить по-старому, а "верха" – уже не могли.

Реклама

При этом, по ее словам, слава Богу, Украина получила только 3 млрд долларов российского кредита.

"Эти 15 млрд долларов тогда составили бы для Украины 50% всех внешних заимствований – это позволило бы России держать и внешнюю и внутреннюю позиции страны", – заявила Гонтарева.

"Эти дисбалансы не давали нормально развиваться, отчего мы сейчас страдаем. Инфляцию будет и дальше двигать огромное количество импорта, потому что мы не построили импортозамещения. При фиксированном курсе не было никакого смысла этого делать, поэтому мы не умеем производить элементарные вещи ежедневного потребления. Страна шла в никуда", – пояснила глава Нацбанка.

Реклама

"Мейчас мы перешли на плавающий курс гривны. И кому бы сейчас это не нравилось, я вам скажу, что любой стране, которая привыкла жить в такой парадигме, ей это очень тяжело дается. Это при том, что только 3% населения регулярно выезжает за рубеж. Любые панические настроения на рынке одномоментно приводят к огромному спросу на валюту, потому что гривна так и не стала инструментом накопления", – рассказала она.

"Летом 11,7 грн/долл – был наш фундаментальный курс. На нем гривна достигла равновесия, наш счет торговых операций находился в полностью сбалансированном состоянии. В конце июля мы были уже готовы снять почти все ограничения. Но в августе началась полноценная война в Донбассе. Паника достигла неимоверных размеров. Любая паника приводит к однозначным последствиям – с ней нельзя справится ничем, кроме админмер. Поэтому в середине сентября НБУ ввел дополнительные очень жесткие ограничения. Мы имели тогда много критики, но многие из них действуют до сих пор: 200 долларов в одни руки, запрет на выплату дивидендов, проверки контрактов, 75% обязательной продажи валютной выручки", – отметила глава НБУ.

По ее словам, когда в Нацбанке поняли, что банковская инфраструктура разрушена физически, зона АТО – это 15% нашего ВВП и 20% валютной выручки.

"В такой момент, когда заводы остановились, искать эквилибриум бесполезно. Никакой курс не улучшит работоспособности. Поэтому мы зафиксировали курс на уровне 12,95 и НБУ проводил ежедневные интервенции на межбанке – на пополнение касс и удовлетворение потребностей импортеров потратили 1 млрд 300 млн долл. при этом "Нафтогаз" закупал деньги напрямую из резервов", – резюмировала она.