Гонтарева: Банкиры умоляли не отменять индикативный курс

2 марта 2015, 14:55
По словам главы НБУ, курс пришлось убрать, когда он стал "кривым зеркалом"

Глава НБУ не дает прогнозов по курсу доллара. Фото: AFP

Об отмене индикативного курса НБУ задумывался еще осенью, но банкиры попросили регулятор этого не делать, рассказала в интервью "Украинской правде" глава Нацбанка Валерия Гонтарева.

"Я хочу сказать, что во время войны найти равновесный курс очень сложно. Мы давали рынку возможность выйти из состояния фиксированного курса 12,9 гривен за доллар и найти эквилибриум, который и отражал бы равновесный курс", – сказала глава НБУ.

Реклама

"Мы убрали наш курс, который назывался индикативный, который перестал представлять из себя индикатив и стал отличаться от реального курса на рынке на 30%. ... Я еще в октябре предупреждала банкиров, что мы отменим индикативный курс, банкиры крупнейших банков умоляли меня этого не делать. Я просила присылать их реальные котировки. Когда же это стало не зеркалом, а кривым зеркалом, индикатив просто потерял любой смысл", – объяснила решение Гонтарева.

Читайте также: Приток валютной выручки в Украину сократился на 45% – Гонтарева

При этом прогнозы по курсу глава НБУ давать отказывается: "Как вы хотите получить от меня прогноз курса, если мы сказали, что переходим к политике гибкого курса?".

Реклама

Напомним, девальвация гривны начала самый резкий виток в истории валюты именно после отмены с 5 февраля индикативного курса НБУ . В тот же день регулятор прекратил проводить аукционы на межбанке. Кроме того 6 февраля учетная ставка выросла с 14% до 19,5%. 

С 24 февраля вступили в силу новые ограничения, введенные НБУ. В частности, банкам запрещено давать клиентам гривневые кредиты для покупки валюты, а все контракты по предоплате импорта от $50 тыс. Нацбанк начал проверять (раньше проверяли только покупку валюты от $100 тыс). А последний скачок курса доллара произошел после отмены Нацбанком ограничения на покупку банками валюты по клиентским поручениям. Во время действия запрета экспортеры были вынуждены продавать 75% долларовой выручки Национальному банку.