Глава Совета НБУ объяснил, что происходит с курсом доллара

25 января 2018, 15:53
Данилишин рассказал, чем вызвано падение гривни и сколько оно продлится

Фото: Pixabay

Глава Совета Национального банка Богдан Данилишин заверил, что никакой угрозы национальной денежной единице нет, как нет и фундаментальных факторов для девальвации гривни. Вместе с тем, на курс гривни оказывают значительное давление сезонные факторы, рассказал Данилишин на своей странице в Facebook.

"Если проанализировать динамику обменного курса гривни к доллару США в течение последних лет, то текущая ситуация на валютном рынке Украины выглядит традиционной, ведь прослеживается четкая сезонность курсовой динамики с пиками обесценивание гривни в январе-феврале", – отметил глава Совета НБУ.

Реклама

Одним из основных сезонных факторов, по словам Данилишина, является ограничение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке из-за более низких объемов поступления иностранной валюты от экспорта в Украину – в том числе, как отметил Данилишин, из-за того, что украинские экспортеры предпочитают хранить свои средства в иностранной валюте за рубежом.

При этом, по словам главы Совета НБУ, высокий спрос на иностранную валюту фиксировался, в частности, со стороны газотрейдеров и предприятий топливно-энергетического комплекса – это привело к тому, что в декабре-январе наблюдалось оживление спроса на безналичную иностранную валюту.

С другой стороны, ухудшение курсовых ожиданий стимулировало также спрос на наличную иностранную валюту со стороны населения.

Реклама

"Впрочем, население продолжает больше продавать валюту, чем покупать, тратя таким образом свои сбережения на потребительские цели", – отметил Данилишин.

По его словам, оценки экспертов сходятся в том, что, как и годом ранее, фундаментальные факторы для девальвации гривни отсутствуют.

"На цены давила ситуация на валютном рынке в последний месяц года. Ценовая конъюнктура для украинского экспорта, особенно на сталь, железную руду и пшеницу оставалась в целом приемлемой. Вместе с тем, на предложении валюты сказалось сезонное уменьшение поступлений от аграрного экспорта, а также наличие значительной гривневой ликвидности экспортеров в получении возмещения ВВП . Как следствие, выросла волатильность курса гривны. Нацбанк сглаживал эти колебания при помощи валютных интервенций – в декабре чистая продажа составила 183 млн долларов США", – отметил на брифинге по монетарной политике и.о. главы НБУ Яков Смолий.

Сезонные факторы

При этом 2017 год не стал исключением по сравнению с предыдущими годами, отметил Данилишин: "в конце прошлого года традиционно были осуществлены значительные объемы государственных расходов". Таким образом, расширение гривневого предложения стимулировало увеличение спроса на иностранную валюту.

Реклама

Кроме того, после приостановления падения и стабилизации курса гривни в октябре-2017, Национальный банк в ноябре купил больше валюты на межбанковском рынке, чем продал, после чего, вместе с влиянием сезонного фактора, возобновилась тенденция к обесцениванию нацвалюты.

В числе объективных факторов Данилишин назвал, в частности, нарастающее негативное сальдо торгового баланса Украины – за 11 месяцев 2017 года отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 5,2 млрд долларов, что на 124% больше, чем за аналогичный период 2016 года.

Темпы роста импорта за этот период по сравнению с аналогичным периодом годом ранее составили 27,5%, превысив аналогичный показатель роста экспорта – 20,6%.

"Спрос на валюту, который формировался в результате существенного превышения импорта над экспортом, привел к снижению курса гривни", – объяснил Данилишин.

"Мы видели в январе – это рост курса евро относительно доллара США, то есть мы видим, что этот эффект будет иметь влияние на экономику Украины также, поскольку из-за роста торговых связей с Европейским Союзом растет доля импорта из ЕС. Это также влияет на темпы инфляции, потому что там достаточно большая растущая доля расчетов в евро", – рассказал на брифинге по монетарной политике замглавы НБУ Дмитрий Сологуб.

Кроме того, Данилишин напомнил и о "сверхактивных" расходах бюджетных средств в конце 2017 года – за декабрь остаток средств правительства на едином казначейском счете уменьшился на 49 млрд грн, то есть в 10,6 раза).

"Определенная часть попала на валютный рынок, чем способствовала существенному увеличению спроса на инвалюту", – отметил глава Совета НБУ.

Влияние на курс оказало и межсезонное временное уменьшение экспорта, в том числе агропродукции, что  совпало с ситуативной активизацией импорта, добавил Данилишин.

Кроме того, гривню ослабило и то, что Украина не получила в 2017 году двух из четырех запланированных траншей Международного валютного фонда (МВФ), отметил Данилишин, напомнив, что за год Украина получила от МВФ 1 млрд долларов, а вернула по ранее полученным займам 1,27 млрд долларов США. По его словам, также на курсе гривни негативно сказываются и "неоднозначные перспективы дальнейшего кредитного сотрудничества с Фондом, а также неполучение 600 млн евро макрофинансовой помощи от ЕС".

Из-за этого, как объяснил глава Совета НБУ, Нацбанк вынужден "крайне осторожно тратить международные резервы" для сглаживания колебаний курса нацвалюты – ведь в течение 2018-2021 годов среднегодовые выплаты по госдолгу составляют 7 млрд долларов США.

Данилишин также указал, что некоторые игроки рынка сознательно спекулируют на сезонных колебаниях курса гривни, способствуя его временному снижению.

Когда ждать усиления гривни

Глава совета НБУ прогнозирует, что, по мере увеличения объемов экспорта агропродукции с февраля-марта, при условии сохранения относительно благоприятной конъюнктуры рынка для экспортируемых Украиной товаров, ожидается стабилизация курса гривни.

При этом Данилишин допусти и сценарий с укреплением курса нацвалюты в конце весны – начале лета.

"Существенно способствовать курсовой стабильности будет восстановление сотрудничества Украины с МВФ и получение макрофинансовой помощи от ЕС", – добавил глава Совета НБУ.

Напомним, НБУ может изменить подход к расчету официального курса гривни к иностранным валютамТак, Нацбанк собирается прекратить учитывать при расчета курса межбанковские сделки с экстремальными параметрами – слишком высоким или слишком низким курсом. Для этого регулятору нужно будет обрабатывать данные Bloomberg и Reuters о реальных рыночных сделках.