Герои денежных сказок: типажи и особенности

14 мая 2014, 17:00
Игроки избегают успеха, а у злодеев — маниакальная зависимость от целей

Первый супербогатый супергерой появился в комиксах в 1939 году.

Для одних деньги — зло, для других — добро, но профессионально работающие с этой темой психологи советуют рассматривать их как мощный инструмент для достижения целей. И раз есть такой универсальный инструмент, должны быть и герои, которым он служит. Тех, кто обуздал стихию денег и направил ее на достижение своих целей, чаще всего можно увидеть в кино или на телеэкране. И эти образы настолько влияют на наше сознание, что даже авторитетнейший в мире бизнеса американский журнал "Форбс" не считает ниже своего достоинства каждый год публиковать рейтинг 15 самых состоятельных вымышленных персонажей. Сотрудники журнала отслеживают, как меняется стоимость активов, предположительно принадлежащих героям фильмов, книг и компьютерных игр, что лежит в основе их богатства и другое. Взяв рейтинг журнала за основу, мы выделили самых богатых вымышленных персонажей и попросили специалистов проанализировать, что было бы с их сказочным состоянием, живи эти герои в реальной жизни.

СУПЕРГЕРОЙ: зависим и не умеет доверять

Реклама

$9,2 млрд

Представить искусство без архетипа Героя невозможно. Среди богатых вымышленных персонажей присутствуют и два супергероя: Тони Старк (Железный человек) и Брюс Уэйн (Бэтмен). Состояние — $12,4 млрд и $9,2 млрд. соответственно. Первым "разбогател" Бэтмен в комиксах 1939 года. Сердцами украинской молодежи он завладел благодаря кинофильмам "Бэтмен", "Бэтмен. Начало", "Темный рыцарь" и прочим картинам франшизы. Чтобы объяснить, зачем наследнику огромного богатства носиться по городу в дивном наряде, создатели убили на глазах героя его родителей, так что Брюсу не оставалось ничего иного, как посвятить жизнь борьбе с преступностью. Богатство же позволило Уэйну приобрести уникальный транспортный парк (бэтмобиль, бэтцикл и т.д.) и множество всякого оборудования.

Реклама

Тони Старк — сын богатого промышленника, унаследовавший в 21 год крупный оружейный бизнес — впервые ударил по злу на страницах комиксов в 1963-м. Нам он знаком по фильмам "Железный человек" в трех частях, он же неплохо проявил себя в "Мстителях". Гениальный изобретатель и производитель средств уничтожения прозрел после того, как попал в плен к негодяям, вооруженным им же разработанным оружием. Решив бороться со злом, Тони употребил свои талант и деньги на создание бронированного и вооруженного экзоскелета в виде железного человека, в котором совершал подвиги.

ЗАВИСИМОСТЬ. Невзирая на успех этих героев, следует признать, что для кинематографа, скорее всего, было сделано исключение. Очень богатый человек, посвящающий себя бескорыстной борьбе со злом, – явление почти уникальное. Если снизить сказочную составляющую в описании двух супергероев и попытаться приблизить их к реальным людям, то в поведении Уэйна и Старка заметны странности. Например, зачем человеку, имеющему возможность нанять небольшую армию профессионалов, самому скакать по крышам, вступать в схватки с разной шпаной и совершать прочие несуразности? Почему бы не поставить благое дело на системную основу, взяв под опеку местных правоохранителей? Вероятно, суммарный результат в этом случае был бы выше, чем от усилий одиночки, будь он даже самым крутым героем в мире.

По мнению психотерапевта Елены Акуловой, это может говорить о недоверии персонажа к правоохранительным органам. А шире — о недоверии к другим людям вообще, ведь, к примеру, можно создать и собственный вариант частной полиции. В таких случаях говорят: "Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай сам!" Но неумение или нежелание делегировать задачи — серьезное ограничение для любого бизнесмена. Железный человек и Бэтмен "делают сами" в сферах, где они — дилетанты. Постоянно так поступать в вопросах бизнеса — означает встать на путь убытков и разорения.

Реклама

Вызывает подозрение и вовлеченность в дело борьбы с преступностью. По мнению Елены Акуловой, это может говорить о серьезной психологической зависимости, которая лечится долго и дорого.

МЕГА-ЗЛОДЕЙ: без него герою скучно

$1,5 млрд

Если бы не было Злодея, чем бы занимался Герой? Мелочью, вроде спасения Земли от Армаггедона или глобального похолодания. Но и в этом случае нужен кто-то недалекий, но амбициозный или наделенный властью, кто бы ставил герою палки в колеса, усложняя задачу и увеличивая количество жертв.

Создать богатого злодея проще, чем богатого супергероя — хотя бы из-за распространенных стереотипов вроде "деньги — зло" и "честно не разбогатеешь".

Богатство и злодейство связаны между собой двояко. Есть киношные богачи, для которых материальный успех важнее моральных или юридических ограничений. Они злодейничают из деловых соображений, а не из любви к искусству, а значит — без огонька. Другое дело — принципиальные злодеи. Это художники своего дела, стремящиеся зарабатывать на пакостях, и для них деньги — не главное.

СОПЕРНИЧЕСТВО. Самый богатый по состоянию на 2012 год злодей ($51,9 млрд.) — селезень Флинтхарт Гломгольд, соперник Скруджа Макдака из мультфильма "Утиные истории". Человечеству в целом вреда от него нет — основные действия Гломгольда направлены против Макдака, которого он считает своим соперником в борьбе за титул самого богатого селезня в мире.

По мнению тренера и коучера первых лиц Аллы Заднепровской, чувство соперничества типично для успешных капитанов бизнеса, особенно среди мужчин. Это во многом и стимулирует их усилия. А вот стремление свести счеты, отомстить за реальные или мнимые обиды (что порой проявляется в действиях Флинтхарта) — чаще во вред, особенно если это превращается в зависимость. Действуя не столько во благо себе, сколько назло сопернику, велик риск потерпеть фиаско и понести бессмысленные потери. Что с с Флинтхартом и случается. Впрочем, людям, которые действительно заняты приобретением или удержанием богатства, как правило, некогда об этом думать.

ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Еще один рисованный негодяй — Чарльз Монтгомери Плантагенет Шикльгрубер Бёрнс, богатейший персонаж сериала "Симпсоны", в 2013 году "стоивший" полтора миллиарда долларов (по нему ударил кризис 2008 года — за два года до этого его состояние оценивалось более чем в 16 млрд.). Кроме патологической жадности, Бёрнс увлекается масштабными, но нелепыми и обреченными на провал проектами — например, попыткой закрыть солнечный свет от Земли.

Основной чертой Бёрнса, превращающей его в злодея, является стремление увеличивать состояние любой ценой.

"Цель оправдывает средства": способность переступать через людей, по словам Елены Акуловой, характерна для социопатов. Их много в политике и в криминальном мире, а вот в бизнесе им сложнее: деловые отношения подразумевают умение договариваться с людьми, учитывать их интересы, а социопат этого не любит и зачастую не умеет. Он предпочитает людьми пользоваться. Правда, чем более бизнес сращен с политикой и криминалом (как это часто бывает в Украине), тем лучше себя в нем чувствуют социопаты.

Принцип "любой ценой" не только нехорошо выглядит, но в своих крайних проявлениях весьма неэффективен. "Если у тебя маниакальная зависимость от цели — ничего не будет", — говорит Алла Заднепровская. По ее словам, у действительно успешных людей присутствует "встроенный" навык не очень фиксироваться на цели. Но они держат ее в фокусе и делают все чтобы ее достичь.

СКРЯГА, или насколько скупость — не глупость

$65,4 млрд

Вот с чем в народном сознании хорошо ассоциируется богатство, так это со скупостью. Литература богата яркими воплощениями архитипичного образа Скряги: здесь тебе и пушкинский Скупой рыцарь, и бальзаковский Гобсек. Кстати, имя последнего выбрано не случайно — в переводе с французского оно буквально означает "Живоглот". Этот бездушный ростовщик в своей скупости дошел до крайней степени неадекватности — имея большое состояние, жил, как нищий, и даже недоедал, хотя после его смерти в доме обнаружились огромные запасы испортившейся еды.

СКРУДЖ. К счастью, самый богатый вымышленный персонаж ($65,4 млрд), селезень Скрудж Макдак, далек от гобсековских крайностей. Невзирая на то, что он очевидно скуп, в случае реальной необходимости он способен преодолеть это качество. Все-таки благополучие родных и близких, а порой и возможность сделать доброе дело и посторонним людям, оказываются для него важнее денег. Возможно, именно это и позволяет Макдаку оставаться самым богатым селезнем мира.

ГРАНЬ. Как известно, бережливость в западной культуре предпринимательства имеет глубочайшие корни. Собственно, это была одна из основных добродетелей так называемой протестантской этики, на базе которой и вырос капитализм англо-американского типа. До сих пор остается актуальным классический — очень медленный, но достаточно надежный — путь к благосостоянию через бережливость, накопления и разумные инвестиции сэкономленных средств. А вот расточительство в том или ином виде — один из вернейших путей к разорению. Но здесь, как говорит Елена Акулова, есть очень тонкая грань. Человек может экономить себе на пользу, а может и во вред. Ограниченная по времени программа экономии, ориентированная на конкретную цель, — это, чаще всего, во благо. А вот экономия ради экономии зачастую превращается в зависимость. Меж тем любая зависимость ограничивает возможности человека.

Если говорить конкретно об излишней бережливости, то она может способствовать формированию так назывемой психологии нищего, вне зависимости от реального благосостояния: человек перестает видеть перспективы зарабывания денег, а это — верный путь к снижению доходов.

Такие непростые ПРОСТАКИ

$5,7 млрд

Из глубин тысячелетий пришел к нам и образ Простака — один из самых популярных и важных в фольклоре большинства народов. Впрочем, "высокое" искусство тоже не обделило его вниманием. Дело в том, что этот архетип совсем не прост.

ПОДТЕКСТ. Например, у мусульман издавна популярен жанр суфийского анекдота, главным персонажем которого выступает недотепа, совершающий смешные и нелепые поступки. Казалось бы, посмеялись над дурачком и забыли. Но, как утверждали знающие люди (например, Великий Шейх суфиев), в этих сюжетах "зашифрованы" основы суфизма — одного из основных направлений классической мусульманской философии. Те же истории о Ходже Насреддине, который выступает то в роли Простака, то в роли Плута — один из основных обучающих материалов для юного суфия.

Нам ближе другое воплощение Простака — Иванушка-Дурачок. Недотепа недотепой, но у него все выходит как бы само собой, на зависть более разумным и целеустремленным конкурентам. Аналогичные персонажи бродят и по фольклору других народов, например, вполне рациональных европейцев.

ВЕЗУНЧИКИ. Понятно, что совместить архетип Простака и богатство — задача не из простых. Зато при ее решении можно получить такие культовые фильмы, как "Форрест Гамп". Главный герой не только прост — он еще и умственно отсталый (в переводу с английского его имя звучит как "лесной болван"). При этом Гампу легко удается то, на что миллионы его "разумных" соотечественников безуспешно кладут жизни. Его состояние на 2012 год "Форбс" оценил в $5,7 млрд.

Как-то Форрестом завладела глупая идея — купить судно для ловли креветок. Из-за конкуренции преуспеть было практически невозможно, перспективы бизнеса были мрачными, но помог ураган, перетопивший суда конкурентов и превративший Форреста в креветочного монополиста. Главный же шаг к настоящему богатству был сделан, когда партнер Форреста вложил деньги в акции "какой-то фруктовой компании" — то есть Apple.

Впрочем, среди киношных миллиардеров есть везунчики и попроще. Так, не слишком далекий провинциал Джед Клампетт из комедии "Деревенщина в Беверли-Хиллз" на принадлежащем ему болоте случайно обнаруживает огромные запасы нефти. Новоиспеченный богач ($9,8 млрд) быстро попадает на крючок аферистов, но благодаря счастливому стечению обстоятельств в последний момент соскакивает с него. Собственно, все как положено — дуракам везет.

В ЖИЗНИ. С внезапно разбогатевшими людьми все обычно происходит не так весело. "Представьте: у человека на руках оказывается много денег — столько у него не было никогда в жизни, — говорит Елена Акулова. — Психика не способна усвоить это богатство. И тогда человек подсознательно старается освободиться от этого груза, вернуться в привычное состояние. Начинает чудить, ввязывается в авантюры, просто проедает деньги — да что угодно". Так что в жизни деревенщина Джет, скорее всего, разорился бы. А вот за Форреста Гампа можно быть почти спокойным: он настолько прост, что в общем и не понимает, насколько богат, так что по этому поводу не испытывает психологического дискомфорта.

ПЛУТЫ И АВАНТЮРИСТЫ: что наша жизнь? Игра!

$1,3 млрд

Без кого невозможно представить мифологию и фольклор, так это без Плута. Его еще часто называют Трикстером (от английского trickster — "обманщик"). Чье бы обличье он ни принимал — человека, бога или животного, — вредит он не по злобе и не из меркантильных соображений, а из озорства и ради игры. Даже когда Трикстер "хочет плохого", часто в результате его хитростей получается "хорошее". Некоторым народам их трикстеры подарили огонь (как Прометей, укравший его у богов), других обучили ремеслам.

Многие Плуты вообще беззлобны, а свою хитрость используют для защиты от опасностей и жизненных неурядиц или потакания своим слабостям, вроде лени.

Трикстерами были такие персонажи, как фламандец Тиль Уленшпигель, француз Кот в сапогах, среднеазиатский бродяга Насреддин и русская Лиса Патрикеевна.

Сделать из Плута богача непросто, хотя хитрость и плутовство традиционно связывают с деньгами.

АФЕРА. Один из удачных примеров — фильм "Афера Томаса Крауна". Богатый финансист (Пирс Броснан) затевает дорогостоящую и рискованную операцию по похищению картины-шедевра. А затем (его уже подозревают в краже) проводит хитрый маневр, дабы картину вернуть. Чтобы "игра" стала интереснее, он осознанно подбрасывает полиции информацию о своих планах, так что в назначенное время его ждет засада. Конечно, все герою удается, а помимо дозы адреналина, он получает еще и любовь.

Еще одна распространенная среди киношных богачей ипостась Плута — авантюрный Игрок. В рейтинг журнала "Форбс" попала Лара Крофт ($1,3 млрд в 2013 году) — археолог, обладающая суперподготовкой бойца, акробата, альпиниста и т.д., посвятившая свою жизнь связанному с большим риском поиску древних гробниц и подобных учреждений. Хотя это и приносит ей серьезный доход (в рейтинге "Форбс" среди источников ее состояния значится антиквариат), очень богатой она стала еще до того, как занялась гробницами, — получила наследство. Очевидно, что жизнью она рискует не ради денег, а для острых ощущений и азарта игры. И каждое ее авантюрное приключение заканчивается успешно.

СЦЕНАРИЙ. В реальной жизни, однако, у Игроков все далеко не так благополучно. Постоянно или хотя бы в большинстве случаев выигрывать не получается — иначе это перестает быть игрой и превращается в респектабельный и надежный вид деятельности.

По словам Елены Акуловой, Игрок — один из типичных психологических сценариев, по которым строится жизнь многих людей. Сценарий в данном случае — это своего рода закрепленная в подсознании колея, по которой человек, сам того не замечая, движется, невзирая на сознательные попытки идти другим путем. Для Игрока так называемый драйвер (или ведущее послание), который из подсознания руководит человеком, — ни в коем случае не побеждать и не достигать. Хотя Игрок уверен, что идет к победе, крутится, проявляет фантастическую изобретательность и множество других положительных качеств, достигает каких-то промежуточных успехов, но в шаге от заветной цели он обязательно по необъяснимым причинам сделает нечто, что разрушит все его усилия. И ему опять придется начинать Игру. Яркий тому пример — Остап Бендер.