Газовое дерби в Раде: что принесет ЧП в энергетике и кому достанется украинская ГТС?

4 июля 2014, 18:42
Муки первого чтения "газовых" законопроектов пройдены

Арсений Яценюк. Фото: kmu.gov.ua

После неудачной попытки провести законопроекты о приватизации ГТС и ЧП в энергетике через парламент в четверг, в пятницу премьер Арсений Яценюк пришел к народным избранникам с новыми аргументами.

"Если не будет общего видения и совместной работы для спасения страны и выхода из этой драматической ситуации в стране, тогда будет переформатирование Верховной Рады, правительства и коалиции", – заявил он.

Реклама

Нужно отдать должное, увещевания Яценюка, хоть и вызвали определенную волну негодования среди парламентариев, но все же услышаны были.

Сначала 237 голосами "ЗА" в первом чтении был принят законопроект № 4117а "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе". Затем 229 голосами был принят законопроект 4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины".

Оба документа приняты только в первом чтении, и ко второму чтению они будут подготовлены уже с учетом депутатских замечаний и предложений.

Реклама

Судя по настроению в рядах парламентариев, правки и коррективы будут обязательно.

"Крылья" для чиновников – "страшилка" для инвесторов и возврат к старым схемам

Согласно законопроекту № 4117а "Об особом периоде в топливно-энергетическом комплексе", Кабмин получает право принимать решение о введении и прекращении особого периода в ТЭК.

Реклама

Во время особого периода правительство получает право осуществлять контроль над работой ГТС, принимать решения о прекращении или ограничении энергоснабжения, газоснабжения потребителей, а также осуществлять контроль баланса поступления и распределения топлива.

Кроме того Кабмин может обязать частные (доля государства менее 50%) газодобывающие компании продавать добываемый на территории Украины газ теплогенерирующим компаниям для отопления и подачи горячей воды населению.

Такая редакция закона, по мнению экспертов, опрошенных Сегодня.ua, действительно имеет несколько "подводных камней".

Первое – это чрезмерное увеличение полномочий правительства. "Есть большие опасения того, что это придаст "большие крылья" чиновникам нефтегазового сектора для ручного управления энергетическими потоками", – отмечает глава правления Альянса "Новая Энергия Украины" Валерий Боровик.

Второе – ухудшение инвестиционной привлекательности в сфере добычи углеводородов. Закон предполагает, что газ у частных компаний будет отбираться, а оплата будет по фиксированной цене, которая, вполне возможно, будет ниже рыночной.

"Мы понимаем, что это происходит от невозможности договориться с Россией. Но для инвесторов – это не аргумент", – отмечает эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.

В "Батькивщине" такой скептицизм экспертов не разделяют – украинский рынок газа уже работал по фиксированным ценам.

"Мы, фактически, возвращаемся к нормам, которые действовали до прихода последнего правительства Азарова. Газ собственного производства продавался по фиксированной цене, с фиксированной маржой. Эта схема была разрушена. И газ собственного производства стал продаваться по любой цене и в основном за границу. Фактически мы теряли 20 млрд. м3 газа", – рассказал Сегодня.ua и.о. главы парламентской фракции "Батькивщина" Сергей Соболев.

При этом политик отмечает, что предоставление Кабмину возможности вмешиваться в работу энергосистемы в зимний период позволит оперативно, в случае необходимости, переходить на "более четкие схемы поддержки граждан".

Вот и получается, как отмечает Боровик, "с одной стороны, законопроект поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в критический период, который еще не наступил, с другой – создает большую булаву, которая будет отбивать инвесторов".

Приватизация управления – Рада хочет полномочий, а нужны ли?

Вслед за ЧП в энергетике парламент рассмотрел законопроект №4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины".

Документ предлагает создание компании-оператора по управлению украинской ГТС. При этом доля в 49% в этом предприятии может принадлежать компаниям из ЕС или США. "Труба" же остается в собственности государства.

Также предполагается возможность создания отдельной компании-оператора по управлению подземными хранилищами газа.

Одним из главных моментов, который вызвал вопросы в Верховной Раде, оказался пункт относительно того, что инвесторов, которые могут получить долю в операторе украинской ГТС, будет отбирать Кабмин.

Такая закрытость в принятии столь важного решения вызывает озабоченность у главы парламентской фракции "Свобода" Олега Тягныбока – по его мнению, так в акционеры украинской ГТС через подконтрольные европейские компании может прийти "Газпром". Чтобы избежать подобного сценария, парламентарий предлагает передать Верховной Раде право принимать решение относительно того, кому продавать, а кому – нет часть в будущей компании.

Похожего мнения относительно РФ придерживаются и в "УДАРе". "Мы не должны допустить того, чтобы оператором стала компания, которая бы представляла восточного соседа нашей страны", – сказал Сегодня.ua глава фракции "УДАР" Виталий Ковальчук.

При этом, по его словам, все нормы законопроекта должны отвечать "Третьему энергопакету" (пакет реформ, принятый Энергетическим сообществом, предполагает разделение функций по добыче и транспортировке газа, – ред.).

Желание парламентской коалиции не допустить Россию в управление украинской ГТС в связи с последними событиями, как в политике, так и в экономике, понятно. Но вот целесообразность расширения полномочий Рады в газовой сфере у экспертов вызывает сомнения. Как бы это не превратилось для отдельных депутатов в парламенте в очередной инструмент для торга, предостерегает Боровик.

Муки второго чтения – чего ждать

То, с каким трудом законопроекты выносились на рассмотрение ВРУ, а затем принимались нардепами в первом чтении, не оставляет сомнений, что дальнейшее их прохождение и принятие будет также нелегким.

"Сегодня фактически пришлось ставить ультиматум парламенту: или вы за это голосуете, или за это проголосует кто-то другой", – комментирует утреннее голосование Соболев. – Я могу себе представить, какое количество лоббистских групп сейчас включатся, чтобы не допустить прохождение этого проекта".

Как бы то ни было, Ковальчук прогнозирует, что законопроекты могут быть вынесены на дальнейшее рассмотрение уже через две недели.

Действительно, там, где большие деньги, а все, что связано с газом – это всегда большие деньги, там всегда много интересов и подковерных интриг. И проводить "газовые" законопроекты через наш нынешний парламент – это, по истине, сравнимо с "подвигами Геракла". Но вот о чем не стоит забывать, так это о гражданском обществе, которое тоже может сказать свое слово.

"Для того, чтобы принимать такие серьезные законы, правительство должно было сделать, как минимум, одно действие – проинформировать об этих документах украинское общество – что это за законопроекты, что они дадут, почему их необходимо принять. Этого сделано не было. Имея общественную поддержку, правительству было бы намного легче это сделать", – отмечает глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.