Финансовый омбудсмен: кто это и как он поможет украинцам выигрывать споры с банками

11 апреля 2018, 07:34
Сейчас 78% украинцев не желает никуда обращаться при возникновении споров с финансовыми учреждениями

45% украинцев не знает, куда обращаться, если возникает спор с финучреждением. Фото: Pixabay

Судебные дела и разбирательства с финансовыми учреждениями – довольно длительный и пугающий процесс. Мало кто рискнет подавать в суд на банк из-за каких-то проблем с кредитом и т.д. Для того, чтобы украинцы смогли защищать свои права в финансовом секторе, недавно был разработан законопроект о создании финансового омбудсмена. Сайт "Сегодня" разбирался, кто такой финансовый омбудсмен, чем он будет заниматься и насколько реально выиграть у банков.

Омбудсмен повысит доверие украинцев к финансовой системе

22 февраля в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №8055 "Об учреждении финансового омбудсмена", который должен внедрить механизм внесудебного решения споров между финансовыми учреждениями и потребителями. В большинстве европейских стран, помимо судов, есть альтернативные пути решения таких конфликтов. А почти половина украинцев – 45% – и вовсе не знает, куда можно обратиться, чтобы разрешить спорные ситуации, которые возникают с финучреждениями.

Реклама

"Мы проводили детальный анализ судебных споров между потребителями и финансовыми учреждениями Украины. Мы проанализировали, сколько они длятся и сколько стоят. Оказалось, что наши судебные процедуры довольно длительные, разрешение спора длится не меньше года, и, также, это довольно дорого для потребителя. Я уже не говорю о других моментах – неэффективности и недоверии украинцев к судебной системе", – говорит Юлия Витка, заместитель руководителя проекта USAID "Трансформация финансового сектора".

Также, по результатам проведенного опроса, оказалось, что 78% украинцев не желает никуда обращаться при возникновении споров с финансовыми учреждениями.

"Основное задание и результат внедрения института финансового омбудсмена – это повышение доверия потребителей финансовых услуг к финансовому рынку в целом для того, чтобы они знали и имели инструмент защиты их интересов, который позволит им отстоять эти интересы", – заметил нардеп Руслан Демчак во время круглого стола.

Авторы законопроекта также прогнозируют, что при появлении финансовых омбудсменов потребители более охотно будут принимать участие на рынке финансовых услуг, что послужит толчком для развития этого сектора.

В конце марта профильный комитет по вопросам финполитики и банковской деятельности рекомендовал Верховной Раде принять за основу законопроект №8055.

Реклама

Кто такой финансовый омбудсмен и чем он будет заниматься

Новый механизм не будет ограничивать потребителя в праве обратиться в суд, но отмечается, что решение вопросов с привлечением финансового омбудсмена будет иметь ряд преимуществ. Тем не менее, финансовый омбудсмен не заменит суд, а просто выступит более выгодной и удобной альтернативой.

Согласно законопроекту, организационная структура учреждения финансового омбудсмена будет состоять из:

  • наблюдательного совета из представителей организаций защиты прав потребителей, объединений, представляющих интересы поставщиков финансовых услуг, и регуляторов рынка;
  • финансового омбудсмена, к полномочиям которого будет относиться рассмотрение обращений и споров потребителей и вынесение решений. Омбудсмен будет избираться наблюдательным советом на четыре года с возможностью переизбрания;
  • сотрудников учреждения, в том числе уполномоченных лиц, ответственных за рассмотрение обращений и разрешение споров, а также обеспечение деятельности учреждения.

Функционировать учреждение будет за счет взносов поставщиков финансовых услуг и сборов граждан за рассмотрение того или иного спора.  Размер таких взносов установит наблюдательный совет, а сбор за рассмотрение конфликта, который должен будет заплатить потребитель, составит около 5% от прожиточного минимума для трудоспособного человека, это 85 грн за одну жалобу.

Реклама

Также, по словам Демчака, жалобы, которые будут поступать к финансовому омбудсмену, будут рассматриваться в течение 60 дней, после чего вынесется решение.

"То есть, они (принятые решения – ред.) должны выполняться и приравниваются к решению суда второй инстанции. Все ли эти решения будут иметь такую силу? Только после согласия потребителя финансовых услуг. Если у него нет возражений, тогда в течение 30 суток финансовое учреждение, предоставившее такую услугу, действует по определенным критериям, может обжаловать это в суде, но через 90 дней решение приобретает статус исполнительного документа. Это является важным элементом и той разницей, что отличает эту процедуру от действующих третейских судов, которые есть в Украине, и, к сожалению, сегодня не работают", – пояснил депутат.

Стоит отметить, что финансовый омбудсмен не будет рассматривать те дела, которые уже рассматривались в суде. Также рассматривать спор начнут только в том случае, если потребитель ранее обращался в финучреждение и получил там отказ, игнорирование либо же неудовлетворяющий его ответ. И, еще одно ограничение состоит в том, что омбудсмен не поможет разрешить спор с обанкротившимся банком.

Основное поле деятельности омбудсмена – это небольшие кредиты, до 372 тыс. грн, которые, по мнению авторов законопроекта, перегружают суды. Споры, сумма которые превышает 100 размеров минимальной заработной платы, омбудсмен рассматривать не будет.

Финансовые омбудсмены уже работают в 40 странах

Финансовые омбудсмены успешно функционируют во многих государствах Европы и не только. Финансовые омбудсмены работают в 40 странах – Армении, Австралии, Великобритании, Польши, Нидерландах, Италии, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Дании, Франции, Испании, Латвии, Литве и т.д.

"Насколько я помню, в 26 из 28 стран ЕС есть аналогичное учреждение. Оно может быть по-разному имплементировано, но все они основаны на одном регуляторном акте – директиве ЕС", – поясняет Богдан Мальнев, старший юрист компании Ernst & Young

Подходы к решению финансовых споров у них чуть могут разниться, но суть остается одной. Так, например, в Армении сейчас пытаются делать упор на примирение сторон, нежели на вынесение обязательного решение.

"Сейчас 80% клиентов получили возмещение при нашей помощи. Это, на самом деле, очень высокий показатель, что не очень хорошо, т.к. в других странах этот показатель меньше 50%. У нас так оттого, что финансовые учреждения не очень хорошо рассматривают жалобы на первом этапе. В других странах, где омбудсмен работает дольше, финансовые организации не дают, чтобы жалобы, у которых есть шанс выиграть, пошли в другую инстанцию", – говорит Грануш Агаян, руководитель группы по приему и рассмотрению требований потребителей в Офисе финансового омбудсмена Армении.

Но далеко не все рады приходу финансового омбудсмена. Так, представители бизнеса и финучреждений отмечают, что их интересы в законопроекте вообще не учтены. 

"Как относится к этой ситуации финансовый рынок, когда за наши же деньги, на нас будут жаловаться? Конечно, здесь двойное отношение. Данный законопроект движется благими намерениями, но, его можно принять в том случае, если в каждую стать существующего законопроекта будут внесены мотивы и интересы финансового сектора. В том варианте, в котором сейчас есть законопроект, он вызывает массу протестов", – говорит Анна Замазеева, глава правления Всеукраинской ассоциации финансовых компаний.

Например, отказ от предоставления финансовой услуги влечет за собой повод для жалоб. Если оформлять депозит в банке, предоставить подтверждающий документ о происхождение денег, часто клиенты отказываются это делать и в банках не удовлетворяют их прошение в открытии депозита. В таком случае, клиент может пойти и пожаловаться финансовому омбудсмену.

"Надо принять во внимание такие моменты и тогда финансовый сектор более лояльно отнесется к законопроекту", – подытожила Анна Замазеева.

Напомним, недавно сайт "Сегодня" рассказывал о том, как банки собираются выдавать кредиты в 2018 году.