Евротопливо – в жизнь. Украина переходит на новые стандарты

4 ноября 2007, 19:01
"Сегодня" приводит полный перечень новых евростандартов и прогнозирует, как их введение повлияет на стоимость бензина.

3 октября Госпотребстандартом были утверждены знаменательные для любого автолюбителя документы: новые стандарты на бензин (ДСТУ 4839:2007) и дизельное топливо (ДСТУ 4840:2007). Их официальная публикация ожидается в конце ноября, и только тогда СМИ имеют право обнародовать, какими именно будут новые стандарты. Но "Сегодня" получила эксклюзивную информацию от первоисточника — разработчика стандартов, Украинского научно-исследовательского института нефтеперерабатывающей промышленности "МАСМА" (см. таблицу).

БЕНЗИН
ПАРАМЕТРДСТУ 4063:2001ДСТУ 4839:2007НА ЧТО ПОВЛИЯЕТ
Сера, мг/кг, не более 500 15 (вид 1), 50(вид 2) Улучшится экологичность и срок службы катализатора, увеличится ресурс моторного масла
Бензол % 5,0 1,0 Улучшится экологичность (канцерогенность)
Ароматические углеводороды % 45-48 3,35 Улучшится экологичность (уменьшится образования смога), снизится нагарообразование
Олефиновые углеводороды % Не формируются18 Улучшится экологичность (смогообразование), увеличится гарантийный срок хранения топлива

Реклама

ДИЗТОПЛИВО
ПАРАМЕТРДСТУ 4063:2001ДСТУ 4839:2007НА ЧТО ПОВЛИЯЕТ
Цетановое число45 51 Снизится жесткость работы, облегчится пуск, увеличится срок службы двигателя
Сера, мг/кг 50 10 Улучшится экологичность и увеличится ресурс моторного масла
Содержание метиловых эфиров % Не нормируется5,0 Введется ограничение на содержание биодизельных фракций
Содержание полициклических ароматических углеводородов, % Не нормируется1,0 Повысится цетановое число, уменьшится нагарообразование, смогообразование
Противоизностные свойства, диаметр пятна износа, мкм, не более Не нормируется460 Появится контроль над износностью топлива
Источник: УкрНИИНП "МАСМА"

Как рассказал нам Сергей Лютый, завотделом нефтепереработки "МАСМА", новые стандарты начнут действовать с января 2008 года. Чтобы "отмежевать" топливо, произведенное с учетом новых требований, его и именовать будут по-новому. В названии бензинов добавится приставка "Евро" (сейчас с приставками "Евро", "Супер", "Премиум" продается иностранное топливо, которое соответствует стандартам "Евро-3" и "Евро-4"), а "евростандартные" сорта солярки получат приставку, зависящую от предельной температуры фильтрации (раньше было разделение исходя из температуры застывания): "С", "Е" и "F". Соотвествуют температурным режимам -5, -15 и -20 градусов Цельсия. Разделятся на два класса температурной эксплуатации и бензины – на летние и зимние (разным будет уровень испаряемости, летучести, что облегчит пуск как летом, так и зимой).

ЗАВОДЫ — НА РЕКОНСТРУКЦИЮ! Однако отечественные НПЗ не готовы перейти на выпуск бензина по новым стандартам немедленно. "Лишь частично готов к новым стандартам Лисичанск, — говорит Леонид Косянчук, директор департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей отрасли Министерства топлива и энергетики. — После пуска в 1-м квартале следующего года начнет по новым технологиям работать Одесский НПЗ. Остальным комбинатам нужна глубокая реконструкция. На нее отведено 3 года. 1-й год займет подбор компании, способной провести реконструкцию. Еще 2 года — чистого времени на саму реконструкцию. Владельцы НПЗ будут просто вынуждены либо провести реконструкцию, либо продать свои нефтеперерабатывающие мощности более эффективному собственнику". А пока заводы будут обновляться, до 01.01.2011 года в Украине будут действовать и новые, и старые стандарты.

Реклама

ЧТО НАС ЖДЕТ ХОРОШЕГО

  • Новые стандарты наконец дадут импульс отечественным переработчикам нефти к модернизации производства. Следовательно, топливо, произведенное по более совершенным технологиям, будет качественнее (независимо от применяемых стандартов).
  • Качество топлива на отечественных заправках начнет соответствовать современным международным нормам, что приведет к обновлению модельного ряда автомобилей, официально поставляемых в Украину. У отечественного автомобилиста наконец-то появится выбор между бензиновыми и дизельными (гораздо более экономичными и ресурсными) модификациями одних и тех же моделей. Так же, как и возможность официально, у "белого" дилера купить машину с высокофорсированным двигателем.
  • Улучшится экологическая обстановка в стране. Новые стандарты имеют в качестве главной цели именно снижение вредных веществ в содержании выхлопа. Дышать станет легче.
  • У отечественного потребителя появится выбор: заправляться более качественным топливом и поберечь машину или же заливать в бак горючее подешевле и качеством пониже. Во всяком случае, такой выбор будет существовать до 01.01.2011 года, срока отмены "параллельного" действия старых и новых стандартов.
  • По наименованию топлива можно будет сделать гарантированный выбор качества бензина и солярки.
  • Новое топливо можно будет подобрать более точно для лета и для зимы.
  • У контролирующих органов (так же как и у независимых экспертов) появится основание для более жесткого контроля: когда вредных веществ должно быть в десятки раз меньше, чем предписывали старые стандарты, у недобросовестных трейдеров остается гораздо меньший "зазор" для "бодяжения".
  • Контролирующие органы вынуждены будут "подтянуть" технический уровень экспертиз и их точность. В результате уменьшится погрешность и при контроле "старого" горючего.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПЛОХОГО

  • Может произойти повышение цен: в случае жесткого поведения государства по отношению к срокам отмены старых стандартов возможно возникновение дефицита: отечественные НПЗ могут не успеть провести модернизацию. А дефицит — это всегда рост цен. Некоторые эксперты уже сейчас предрекают технологическое удорожание примерно на 20—30 копеек (см. блок "Что будет с ценами" на 13 полосе) при сохранении закупочных цен на нефть. Однако практика показывает: при использовании в современных моторах более качественного бензина пробег на одной заправке вырастает и компенсирует разницу в цене.
  • Возможна путаница: на заправках некоторое время одновременно будет продаваться больше десятка сортов топлива.
  • Применение горючего, произведенного по новым стандартам, эффективно проявляет себя только лишь в двигателях последних поколений, снабженных "умной" электроникой, способной "распознать" новое топливо и подстроить системы для оптимального сгорания. В противном случае на таком бензине автомобиль может хуже "тянуть" и столько же "кушать".

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ НА ТОПЛИВО

Реклама

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НЕ ПОВЛИЯЮТ НА "СТАРЫЕ" ЦЕНЫ

Леонид Косянчук, директор департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей отрасли Министерства топлива и энергетики:

"Введение новых стандартов никак не отразится на стоимости "старых" бензинов. Цены могут меняться в зависимости от стоимости нефти и от международных котировок. Все остальное — "от лукавого".

Новые стандарты нужны давно: качество топлива, производимого по старым стандартам, настолько низко, что Украина является чуть ли не единственным на территории бывшего СНГ государством, где еще допустима его продажа. Не менее важной является и экологическая составляющая нововведений: мириться с таким содержанием в выхлопе вредных веществ недопустимо".

ЕВРОТОПЛИВО БУДЕТ НА 25 КОП. ДОРОЖЕ ОБЫЧНОГО

Сергей Сапегин, директор научно-технического центра "Психея":

Топливо, соответствующее новым стандартам, давно продается на АЗС и демонстрирует потенциальную стоимость "евростандартных" бензинов и ДТ. Это, например, бензины "Супер", "Плюс", "Премиум". В среднем, это топливо продается по цене, которая копеек на 25 дороже "обычной". Думаю, такое соотношение стоимости сохранится и в дальнейшем.

По большому счету, пока в течение нескольких ближайших лет будут параллельно действовать оба стандарта, ситуация кардинально меняться не будет. Заводы, неспособные работать по новым стандартам, будут закрывать нишу недорогого "старого" топлива, способные же перейти на выпуск "Евро" будут частично восполнять потребность в качественном бензине. Недостаток будет компенсировать импорт. Но добавится несомненный "плюс": Украина, наконец, перестанет быть помойной ямой, куда "сливают" все низкотехнологичное топливо.

ГОСУДАРСТВО ПОМОЖЕТ – ЦЕНЫ СОХРАНЯТСЯ

Дмитрий Зверев, пресс-секретарь ООО "ТНК-ВР Украина":

Верховной Радой и правительством были приняты документы, снижающие акцизный сбор в зависимости от содержания в дизельном топливе серы. Это простимулировало производителей и трейдеров, и большинство ДТ, продающегося сегодня, соответствует евронормам. Цены при этом остались практически неизменными. Если наши законодатели и правительство поступят так же по отношению к бензину, есть шанс, при помощи государства, ввести в продажу евротопливо безболезненно для потребителя.