Эксперты: перемен в Грузии ждать не стоит

29 сентября 2011, 08:15
По мнению экспертов, Михаил Саакашвили останется у власти даже после президентских выборов.

Администрация президента. Здание под стеклянным куполом. Фото: А. Искрицкая

Читайте начало: Блеск и нищета современной Грузии

По идее, успешные реформы и борьба с коррупцией должны были привести к тому, что в страну должны идти деньги, создаваться новые рабочие места, расти благосостояние граждан и снижаться безработица. К тому же, как уже писалось выше, Грузия получает немалую финансовую помощь из США и стран ЕС! Вот далеко не полный список отчислений. В сентябре 2005 года Корпорация по борьбе с вызовами тысячелетия выделила Грузии $295,3 миллиона на развитие инфраструктуры страны и малого бизнеса на срок пять лет. В октябре 2008 года западные страны перечислили $4,5 млрд долларов финансовой помощи (из них $2,5 млрд — долгосрочный заем, а $2 млрд — не подлежащий возвращению грант) и еще $100 миллионов на строительство дорог, развитие региональной инфраструктуры и энергетического сектора. Идут деньги и в 2011 году. Так почему же в таких условиях нельзя поднять промышленность и обеспечить людей работой и зарплатами?

Реклама

Читайте также: Михаил Саакашвили: "Я общался с Тимошенко. Но Украина должна решать свои вопросы самостоятельно"

ГОВОРИТЬ О НИЩЕТЕ НЕ ХОЧЕТСЯ?


Пенсионеры. Пенсия мизерная — приходится много работать. Фото: А. Искрицкая

Реклама

— Есть две причины, которые не позволяют Грузии быстро решить вопрос безработицы, — говорит эксперт Кавказского института мира, демократии и развития Гиа Надия. — Во-первых, большинство инвесторов предпочитают вкладывать в строительство отелей на берегу Черного моря, а не в промышленность, поскольку этот бизнес быстрее дает прибыль. Например, за два квартала текущего года на развитие промышленности было направлено только 15% инвестиций, а на недвижимость — 24%. Во-вторых, производство в Грузии пострадало гораздо больше, чем в других странах СССР (у нас были военные конфликты и затяжной энергетический кризис, которого не было у других постсоветских республик). А значит, на восстановление промышленности нам нужно больше времени и средств.

Между тем в оппозиции не упускают случая покритиковать руководство страны.

— У нас нет доказательств, но мы предполагаем, что действующая власть получает свой куш с каждой инвестиции и специально направляет средства в туристическую сферу, которая приносит быстрые доходы.

Реклама

— Руководству страны удалось сделать много хорошего, и обвинениям оппозиции мы не верим, — говорит один из экономистов. — Но в то же время власти стоит признать: народ нищенствует, а также вплотную заняться решением этой проблемы. Например, волевым усилием переориентировать инвестиции в развитие промышленности. Но еще важнее другой момент — Грузия находится далеко от Европы, да и наши товары там никто не знает. Поэтому туда поставлять нашу продукцию нам очень трудно. Наш естественный и очень крупный рынок сбыта — Россия. Но он для нас закрыт по политическим причинам. Поэтому и возникает парадоксальная ситуация — условия для инвестиций в стране замечательны. Можно вложить деньги и построить завод. Но куда он будет потом продавать свой товар — непонятно. Потому у нас так все плохо с промышленностью. То есть, помимо отсутствия коррупции, для инвесторов еще нужны рынки сбыта. А их нет.


Тбилиси. Большинство жителей Грузии не могут найти работу. Фото: А. Искрицкая

В то же время сам президент Михаил Саакашвили, отвечая на наш вопрос о бедности, не пожелал вдаваться в детали. Чувствовалось — говорить на эту тему ему не с руки.

— Мы об этом знаем и пытаемся с этой бедой справиться. Больше сказать нечего…

ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ СО СВОБОДОЙ СЛОВА?

Примечально также, что о проблемах простых людей в грузинских СМИ вспоминают очень редко. В то же время о новых реформах, строительстве дорог, фонтанов и мостов информации в прессе более чем достаточно. В результате складывается ощущение, что настоящие проблемы замалчиваются. Более того, после проведенных в Тбилиси пяти дней у нас осталось ощущение того, что неприятные для власти вещи местные жители вообще боятся говорить вслух. Во всяком случае даже умеренно критикующие руководство страны эксперты просили нас не называть их фамилий публично. А также жаловались, что контрразведка (в этой стране она входит в состав МВД) якобы шпионит за всеми влиятельными гражданами и прослушивает телефонные переговоры! Может быть, здесь существуют проблемы со свободой слова? Об этом мы тоже спросили у президента. Но он лишь рассмеялся в ответ:

— Обо мне уже писали и продолжают писать все что угодно, — улыбаясь, пожаловался он нам. — Я на это реагирую спокойно. И члены правительства тоже. У нас полная свобода слова.


Михаил Саакашвили. "У нас, в Грузии, демократия и свобода слова!". Фото: А. Искрицкая

Между тем в оппозиции и эту ситуацию оценивают иначе:

— Демократия в Грузии держится на трех китах: показуха, силовики (не случайно им так хорошо платят!) и иностранный капитал. Ни о какой свободе слова здесь не может быть и речи. Любое инакомыслие наказуемо. Если скажешь что¬-то против власти, тебя тут же назовут коррупционером, и ты отправишься в тюрьму…

— Конечно, какие-то перегибы в вопросе СМИ у нас существуют, — признают и независимые эксперты. — Может быть, сразу после "революции роз" такой подход к контролю над информацией и был оправдан. Но долго так продолжаться не может...

Но заинтересована ли власть Грузии в изменениях? Несмотря на положение, в котором находятся простые люди, рейтинг Михаила Саакашвили по-прежнему высок. А у лидера оппозиции и экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе (даже после громких акций протеста оппозиции в Тбилиси) — незавидный.

— Нино Бурджанадзе у нас авторитетом не пользуется из-за своего отца Анзора Бурджанадзе, — говорят грузины. — В 1990-е годы он руководил концерном "Хлебопродукт" и озолотился на импорте муки. Люди голодали, а цены на хлеб были заоблачными!

— Во-первых, за Нино Бурджанадзе прочно закрепился имидж пророссийского политика, — отмечают эксперты. — Во-вторых, будучи спикером парламента, она не смогла проявить себя как народный лидер. Поэтому люди и относятся к ней прохладно.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и общую усталость народа. В 1992—1993 годах в этой стране была грузино-абхазская война. В 2003 году — "революция роз". А в 2008 году — военный конфликт с Россией. Теперь люди хотят одного — стабильности. А действующая власть худо-бедно ее обеспечивает.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Выходит, что высокие показатели в международных экономических рейтингах еще не гарантия того, что жить в стране стало лучше. И хотя по темпам реформ Грузия опередила Украину, большинство изменений были направлены на улучшение бизнес-климата для иностранцев, а не своих граждан. Кроме того, говоря о Грузии как о государстве, которое перестало быть "постсоветским", Михаил Саакашвили несколько лукавит. В его стране еще многое не решено. Что же ждет Грузию в будущем? По мнению местных политологов, в ближайшее время серьезных изменений не произойдет. Даже несмотря на грядущие выборы (напомним, что выборы в парламент состоятся в 2012 году, а президентские — в 2013 году) и конституцию Грузии, которая запрещает избираться на президентский пост более двух раз.

— Думаю, Михаил Саакашвили найдет себе преемника, а сам станет премьер¬-министром и сосредоточит в своих руках большинство властных полномочий, — предполагает один из грузинских экспертов. — Проще говоря, воспользуется российским сценарием "Путин — Медведев". Либо инициирует после парламентских выборов 2012 года выгодные для себя изменения в конституции, чтобы центр власти был не у президента, а у премьера и парламента. И сам займет пост главы правительства. Ведь его партия "Единое национальное движение", скорее всего, составит большинство в парламенте.

Впрочем, второй вариант специалисты считают сомнительным. Ведь в таком случае оппозиция сможет упрекать власть в перекраивании законов. А это Михаилу Саакашвили невыгодно.

— Он стремится выглядеть в глазах Америки и Европы демократом, хотя на самом деле таковым и не является, — говорят эксперты. — Как вы думаете, в Грузии строят стеклянные здания и развешивают флаги ЕС? Таким образом власть хочет продемонстрировать миру, что грузинское общество открыто и прозрачно.

Между тем сам Михаил Саакашвили во время нашей встречи на прямой вопрос о том, в качестве кого он видит себя в 2013 году и собирается ли баллотироваться в третий раз на пост президента, ответил уклончиво. Мол, время покажет. А сейчас у него много других важных дел...