Доллар против заемщика

26 мая 2008, 20:32
На падении курсов валют заемщики теряют тысячи долларов. Избежать этого можно только одним путем – просить банк выдать валютный кредит наличными

www.visualphotos.com

Из-за обвала курса доллара, который уже больше месяца давит на кошельки украинцев, пострадали не только те, кто хранит сбережения в валюте, но и валютные заемщики. Досталось, например, тем, кто раньше получил долларовый кредит, пересчитанный в гривне. Теперь их платеж в пересчете на валюту увеличился в среднем на 10%. "С самого начала погашения кредита носила в банк точную сумму ежемесячного платежа — $117, — делится опытом киевлянка Галина. — А в мае пришла как обычно с "круглой" суммой в долларах, а мне говорят: доплатите курсовую разницу".

Несоизмеримо больше пострадали те, кто сегодня находится на этапе получения валютного кредита. В большинстве случаев такие заемщики уже после положительного решения кредитного комитета, узнают, что им нужно доплатить $1—2 тыс. Так, при покупке в кредит машины, автосалон пересчитывает цену в долларах по курсу НБУ (5,05 грн. за доллар), а банк при выдаче кредита пересчитывает выданные заемщику доллары в гривни (для перечисления денег автосалону) по текущему курсу около 4,7 грн. Получается, что заемщик должен доплатить курсовую разницу — 35 коп. на каждом долларе или около 7000 грн. на машине за $20 тыс.

Реклама

"С подобными проблемами сегодня сталкивается практически каждый потребитель, совершающий дорогую покупку в кредит", — говорит менеджер по работе с партнерами компании "Финансовый консультант "Фаворит" Сергей Максименко. Однако, как говорят эксперты, с квартирами, к счастью, таких проблем мало — большинство кредитов выдаются в валюте и все расчеты между продавцом и покупателем совершаются в ней же.

КУДА СМОТРИТ ЗАКОН? Первая ситуация возникла из-за разницы между курсами на момент получения кредита и момент внесения очередного платежа по кредиту. Сбитая с толку валютой кредита (то ли гривня, то ли доллары) заемщица вносила платежи по кредиту долларами до тех пор, пока курс "зеленого" не упал и привычной ей суммы перестало хватать на погашение ежемесячного платежа. Естественно, банк попросил доплатить до полной суммы.

В ситуации с авто проблемы появились после того, как доллар начал падать, увеличивая разрыв с официальным курсом НБУ, который часто используется для расчета цен на импортные товары. Обратившись за валютным кредитом на автомобиль, клиент должен понимать, что для оплаты авто потребуется гривневый перевод на счет автодилера, а значит, сумма кредита бед переведена по текущему курсу в гривни. И вот здесь-то и возникает искомая разница. Единственный вопрос, мог ли автосалон пользоваться официальным курсом. Однако, как объяснил нам директор казначейства банка "Хрещатик" Алексей Козырев, "цены, которые используют автосалоны, завязаны на дате растаможивания импортных машин, а оно в свою очередь — на курсе НБУ".

Реклама

То есть, в приниципе в этих ситуациях нет ничего незаконного. "Если клиент берет кредит в иностранной валюте, он должен понимать, что берет на себя все валютные риски. Поэтому такой "попадание" на курсе — это осознанный выбор клиента", — объяснил первый зампредседателя правления НРБ Банка Владислав Кравец.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Можно попробовать договориться с банком и автосалоном об отсрочке перечисления денег в надежде, на то, что курс вырастет. Но... "Здесь все зависит от того, как составлен договор купли-продажи, — говорит Владислав Кравец. — Обычно он предусматривает оплату двумя частями: первый взнос клиента и основной платеж за счет банковского кредита. После первого платежа автосалон бронирует машину и ждет второго. Но надолго бронировать машину автосалону невыгодно, поэтому больше недели он ждать не будет". Если ждать слишком долго, ситуация может закончиться плачевно — потерей 1-го платежа, который является своего рода задатком за автомобиль.

Альтернативный вариант — попросить у банка увеличить сумму кредита. "Это потребует повторного рассмотрения заявки кредитным комитетом, — предупреждает Алексей Козырев. — Но, если доходы заемщика позволят, банк увеличит сумму кредита". Плох этот вариант дополнительными временными затратами, которые также могут привести к просрочке основного платежа за автомобиль и потерей заемщиком задатка за машину.

Реклама

Наиболее реальным банкиры видят вариант найти максимально выгодный курс обмена и договориться с банком о выдаче кредита в наличной форме. "Некоторые банки идут на это при контроле со стороны сотрудника банка, — рассказывает директор департамента банка "Финансы и Кредит" Игорь Шевченко. — Заемщик получает валюту в кассе банка, после чего осуществляет обмен в кассе автосалона (курс в котором, как правило, выше) и вносит гривни для оплаты за авто". Но много выгадать здесь не удастся: курс покупки валюты выше 4,6-4,65 практически не встречается. Наиболее выгодный вариант для заемщика — возможность при такой схеме рассчитаться наличной валютой. По словам Владислава Кравца, "есть ряд серых автодилеров, которые готовы принимать наличную валюту. В таком случае клиент ничего не теряет".