Директор "Нефтегаздобычи": Отказаться от импортного газа можно в течение 5-7 лет

26 сентября 2014, 17:26
Игорь Щуров рассказал о том, как Украина может покрыть дефицит газа в этом году, на сколько можно увеличить собственную добычу и почему со времен Союза она резко сократилась

Игорь Щуров. Фото uaenergy.com.ua

В четверг, 25 сентября, Венгрия остановила поставки природного газа в Украину на неопределенное время. Это был один из источников "голубого топлива", который позволил бы уменьшить дефицит газа, образовавшийся в результате конфликта с Россией. Как пережить зиму и где можно взять недостающие энергоресурсы для отопительного сезона? Об этом мы поговорили с генеральным директором компании "Нефтегаздобыча" Игорем Щуровым.

Игорь Вячеславович, известно, что для прохождения осенне-зимнего сезона Украине не хватает 5 млрд куб. м газа. По-вашему, как можно решить эту проблему?

Реклама

Это достаточно большой объем – около 10% годового потребления Украины. Покрыть такой дефицит в короткие сроки можно только одним способом – наладить регулярные поставки газа из Европы. Правительство работает в этом направлении, но по пути возникает слишком много препятствий – как внутренних, так и внешних. Для ускорения процесса и повышения эффективности к нему должны быть привлечены частные компании. Если дать доступ к "трубе", они могли бы самостоятельно договариваться о поставках газа из-за границы.

И, конечно, всей стране нужно становиться более энергоэкономной. И население, и бизнес должны понять всю сложность ситуации. Каждый человек, каждое предприятие должны стать более внимательными к потреблению энергоресурсов. В этом мы видим значительный потенциал для сокращения дефицита газа.

А увеличение добычи газа внутри Украины? Какую часть дефицита можно компенсировать таким образом?

Реклама

Наращивание собственной добычи, безусловно, тоже должно стать одним из инструментов решения проблемы. Например, компания "Нефтегаздобыча" уже активно вносит свой вклад в этот процесс. В 2014 году инвестируем в наращивание объемов добычи более 1,5 млрд грн. Это позволит нам добыть 800 млн куб. м газа, что на 60% больше показателя прошлого года. Для понимания: дополнительного объема достаточно, чтобы обеспечить зимой несколько крупных промышленных предприятий. В 2015 г., если экономическая и политическая ситуация в стране стабилизируется, а инвестиционный климат не будет ухудшаться, мы можем увеличить добычу до 1,2 млрд куб. м.

Последние полтора-два года активно развиваются и другие частные газодобывающие компании в Украине. Но, как вы понимаете, так быстро нельзя нарастить внутреннюю добычу настолько, чтобы полностью закрыть образовавшуюся "дыру". Для этого нужно больше времени.

Сколько именно?

Реклама

По нашим расчетам, полностью отказаться от импортного газа можно в течение 5-7 лет. Сегодня это кажется очень оптимистичным прогнозом, но мы решили руководствоваться в своей работе именно такой целью. Только перед нефтегазовым направлением группы ДТЭК, в которую входит "Нефтегаздобыча", поставлена задача до 2020 г. нарастить объемы добычи до 6 млрд куб. м. Решить ее будет непросто, но мы делаем все возможное для этого. Тем более, в нынешних условиях, когда от наращивания добычи зависит не просто развитие нашей компании, а стабильность и благополучие всей страны.

Если же будут благоприятные условия, и вся нефтегазовая отрасль будет развиваться сравнимыми темпами, то вместо нынешних 20 млрд куб. м (без учета добычи в Крыму), Украина сможет добывать в полтора-два раза больше. Параллельно можно сократить потребление газа на 4-5 млрд куб. м – за счет применения энергоэффективных технологий. В первую очередь, в сфере ЖКХ и тяжелой промышленности.

Если же есть такая возможность, почему за 23 года независимости мы ею не воспользовались?

Давайте вспомним историю: в 1970-х Украина добывала 60-70 млрд куб. м газа в год. Этого объема нам сейчас хватило бы не только чтобы полностью покрыть свои потребности в газе, но и продавать его за границу – той же Европе. К концу 80-х добыча снизилась до 30 млрд. куб. м, а в годы независимости – еще в полтора раза.

Что же произошло? Раньше государство системно подходило к геологическому изучению и освоению недр, направляя на эти цели огромные финансовые и интеллектуальные ресурсы. Благодаря этому были открыты большие месторождения. Но в годы перестройки и становления молодого украинского государства нефтегазовая отрасль была практически разрушена: поиски новых залежей углеводородов практически не проводились, опыт и знания были растеряны, я уже не говорю о новых технологиях. Фактически, с середины 1980-х страна жила за счет наработок, которые были сделаны предшественниками. Но ведь они не безграничны, и сегодня почти исчерпались.

А есть ли в украинских недрах еще газ и нефть? Может, уже все добыли?

В прошлом году специалисты "Нефтегаздобычи" начали комплексную программу геолого-разведочных работ, в том числе, с применением уникальных для Украины современных методов исследований. И ее первые результаты показывают: потенциал отечественных недр еще очень большой. Конечно, надеяться на открытие огромных месторождений, как раньше, сложно. Однако наращивать добычу можно путем использования новых подходов к разведке углеводородов (в том числе, нетрадиционных) и их добыче, применению новых технологий.

Наша компания, например, сегодня видит перспективы в освоении больших глубин. У нас в бурении сразу 9 скважин глубиной от 5,5 до 6 тыс. м. В том числе, мы заканчиваем бурение одной из самых глубоких параметрических скважин в Украине, которая уже сейчас на отметке  6750 м. Это притом, что средняя глубина скважин в стране – около 4 тыс. м, а на многих месторождениях добывают газ с 1,5-2 тыс. м! Бурение на большие глубины намного сложнее и затратнее (только в этом году инвестиции нашей компании по данному виду работ превышают 700 млн грн), но позволяет исследовать слабоизученные нефтегазовые недра и открывать новые залежи углеводородов. То есть, мы не "выжимаем" последнее из недр, а, наоборот, развиваем потенциал месторождений.

Вы говорили, что активное наращивание добычи возможно при наличии благоприятных условий. Что вы имели ввиду?

На самом деле – ничего сверхъестественного. В первую очередь, конечно, нужна стабильная экономическая и политическая ситуация в стране. Когда на востоке продолжается военный конфликт, когда курс доллара каждый день "скачет", а страна живет от выборов к выборам, сложно надеяться, что в отрасль будут приходить большие инвестиции. А без них сложно представить развитие новых технологий, появление передового опыта.

И что еще сильно сдерживает развитие отрасли все годы независимости – это непрозрачные и постоянно меняющиеся правила игры на нефтегазовом рынке. Говорить об этом можно долго: здесь и сложный порядок получения специальных разрешений на разведку месторождений, и ограничение доступа частных компаний к мощностям по транспортировке и хранению газа. Давно требуют доработки механизмы осуществления совместной деятельности и сотрудничества в рамках соглашений о разделе продукции с государственными компаниями…

А как на вашей компании отразилось увеличение налога на недра, которое произошло в августе 2014 г.?

Мы с пониманием относимся к тому, что государству пришлось принимать экстренные меры для того, чтобы в сложное время увеличить поступления в бюджет. Но существенное увеличение налоговой нагрузки не может не сказываться на нашей деятельности. "Нефтегаздобыча" была вынуждена пересмотреть графики проведения капитальных ремонтов и бурения скважин. Кардинально пересмотрены административные расходы – работа офиса переведена в режим жесткой экономии. Вместе с тем, понимая потребности страны в газе накануне отопительного сезона,  корректировки в деятельности компании были произведены таким образом, чтобы максимально сохранить шансы на выполнение производственного плана на 2014 г.

Согласно законодательству, налог на недра повышен только до 1 января 2015 г. – в качестве экстренной меры для увеличения поступлений в государственный бюджет. Мы надеемся пережить оставшиеся несколько сложных месяцев без большого ущерба для объемов добычи, а после возвращения ставок налога к прежнему уровню продолжить работу в соответствии с ранее намеченными планами. Если же этого не произойдет, возможности для дальнейшего роста будут поставлены под большой вопрос.