Денег на дороги в этом году почти нет

18 февраля 2014, 16:16
В госбюджете­-2014 на дороги предусмотрено даже меньше, чем год назад

/ Фото: Юрий Кузнецов

Украинцы и в нынешнем году будут ездить по старым, слегка отремонтированным после зимы дорогам, так как серьезного финансирования на их ремонт и строительство новых не предвидится.

Такой вывод можно сделать из сегодняшнего завления о проблемах "Укравтодора" его главы Евгения Прусенко. По его словам, в госбюджете­-2014 на дороги предусмотрено даже меньше, чем год назад ­- всего 15,2 млрд грн (в 2013 было заложено 15,9 млрд, профинансировано на 81% или около 13 млрд).

Реклама

В 2013-­м денег хватило на капремонт 626 км дорог (вдвое меньше, чем в 2012-­м) и заделывание 6,9 млн кв. м ям после суровой зимы.

В нынешнем году из запланированных 15,2 млрд бюджетных денег на дороги между населенными пунктами (протяженность 170 тыс. км) потратят 3,25 млрд грн (по 19 грн на погонный метр дороги), еще 2,3 млрд передадут в виде субвенции на ремонт улиц местным органам власти. Остальные 9,6 млрд грн пойдут на выплату старых долгов "Укравтодора" по кредитам и процентов по ним. Также "Укравтодор" планирует привлечь новых заимствований под гособлигации на 6,7 млрд грн. Для справки: протяженность улиц во всех городах Украины ­ около 100 тыс. км, то есть из казны на их содержание придется примерно по 23 грн на погонный метр. По госрасценкам заделать яму на дороге размером метр на метр стоит до 400 грн, поэтому очевидно, что денег выделено мизер, остальное придется брать из местных бюджетов, если они там найдутся.

В виде утещения Прусенко сообщил, что "Укравтодор" уже начал работы по аварийному ямочному ремонту автодорог общего пользования (между облцентрами – их протяженность около 52 тыс. км. "Погодные условия благоприятные, и во многих областях Украины начались работы по аварийному ямочному ремонту дорог, – сказал он. ­- Это вынужденная мера. Но логика этой работы в том, чтобы предотвратить разрушение на начальной стадии. Если сейчас не ликвидировать разрушения, пока они незначительные, то через две­-три недели мы будем иметь объемы работ в 3,­5 раз больше", ­- сказал Прусенко. А уже в начаде марта аварийный ямочный ремонт (заделывание дыр холодным асфальтом на скорую руку и на срок 2­3 месяца) заменят настоящим плановым.

Реклама

Увы, это далеко не то, что предусматривает принятая Кабмином в ноябре 2013 г. Госпрограмма развития автодорог Украины на 2013­-2018 гг. Она, напомним, предполагает в течение 5 лет строительство и реконструкцию 1500 км дорог, проведение ремонта на 24 тыс. км дорог. Финансирование на 6 лет составляет 214 млрд грн, это беспрецедентные объемы для Украины, из них бюджетных 133 млрд грн, остальное — кредиты и инвестиции на условиях государственно­частного партнерства. Проезд по дорогам, построенным с привлечением частных инвестиций, может быть платный, но только при условии, что рядом есть альтернативная бесплатная дорога. Либо инвестор в течение 15—20 лет ежегодно будет получать из госбюджета деньги за эксплуатационную готовность дороги, что позволит ему вернуть затраты и получить прибыль. Интересно, что деньги на ремонт дорог предусмотрены Налоговым кодексом с 2011 г.: с каждого проданного на АЗС литра бензина или дизтоплива 2 гривни должны идти на эти целив виде целевого акцизного налога. По данным Госстатистики объем топливного рынка Украины ­ более 10 млн т в год или в пересчета на литры ­ 12,5 млрд литров (плотность нефтепродуктов 0,8 г/л, значит объем одного кг ­ 1,25 л). Итого имеем 25 млрд грн в год на ремонт и содержание дорог только от продаж. И где же? Президент Украналитцентра Александр Охрименко говорит, что деньги собираются, но власть ими "затыкает дыры" в социальных статьях бюджета, а не расходует по назначению. "Не стоит ожидать, что в ближайшие годы ситуация изменится", ­ прогнозирует Охрименко.

По словам Прусенко, "Укравтодор" также готовит 6 концессионных проектов строительства дорог стоимостью около 91,2 млрд грн. "Это строительство и эксплуатация таких участков: Краковец­-Львов-­Броды-­Ривне (протяженность — 258 км, стоимость работ — 13 млрд грн); от КПП "Щербаковка" на границе с Россией на Харьков и Новомосковск (209 км, 3,9 млрд грн); первая очередь Большой кольцевой дороги вокруг Киева от трассы Киев-­Знамянка до Киев­Чернигов-­Новые Яриловичи с мостовым переходом через Днепр (74,6 км, 20,6 млрд грн); Ульяновка-­Николаев-­Херсон-­Красноперекопск-­Симферополь (533 км, 24,2 млрд грн); Одесса­Рени на участке Одесса-­Монаши (81 км, 8,125 млрд грн); Днепропетровск-­Запорожье­Мелитополь­-Джанкой­-Симферополь (475 км, 21,4 млрд грн). Техпроект по первому из них ­ Краковец­-Львов-­Броды-­Ривне, может быть предложен инвесторам уже в апреле.