Как немцы расширяют производство автозапчастей в Украине и что им мешает

30 марта 2016, 08:45
Представитель Делегации немецкой экономики Александер Маркус рассказал, какие производства в Украине развивают немецкие бизнесмены, и почему не хотят приходить новые инвесторы

В Украине производят автокомпоненты на экспорт. Фото с сайта ВО "Карпаты"

Несмотря на конфликт на Донбассе, политическую и экономическую нестабильность, находятся западные компании, которые уже сейчас готовы инвестировать в развитие производства на территории Украины. 

Как сообщили недавно представители Делегации немецкой экономики в Украине (член всемирной сети Немецкой внешне-торговой палаты), расширить производство в Украине намерены производители автокомплектующих из Германии. Представители делегации не уточняют конкретных названий производителей, но отмечают, что речь идет о компаниях, уже работающих в стране.

Реклама

Ранее в СМИ фигурировала информация о том, что немецкая компания "Кромберг енд Шуберт Украина", у которой в Луцке уже есть завод по производству электропроводки для автомобилей Volkswagen, Mercedes и BMW, планирует построить в Житомире дополнительные производственные мощности.

Также в Минэкономики сообщали, что немецкий концерн Leoni рассматривает возможность постройки новой фабрики по производству автокомпонентов в Украине.

Как известно, концерн Leoni – один из крупнейших немецких производителей кабельной продукции для автопроизводителей. В 2003 году компания открыла завод в с. Нежухов, Стрыйского района Львовской области. Предприятие выпускает кабели для автомобилей марки Opel. Инвестиции в проект составили 40 млн евро.

Реклама

В целом отрасль производства автокомпонентов активно развивается в Украине. Производством электропроводки для автомобильной отрасли в Украине занимаются такие предприятия как ПО "Карпаты", "Точприлад", "Тайко Электроникс Юкрейн Лимитед", "SEWS Украина", Sumitomo Electric Bordnetze, OOO "Кромберг енд Шуберт Украина" и пр. Еще несколько предприятий ведут поставки других видов автокомпонентов – жгутов, чехлов, акустики и других. Украинская продукция стоит на таких марках автомобилей как Volkswagen, BMW, Mercedes, Ferrari, Porsche, Audi, Fiat и Nissan и пр.

Фото с сайта ВО "Карпаты"

Реклама

Как отмечал старший аналитик инвестгруппы "Арт-Капитал" Алексей Андрейченко в комментарии изданию Hubs, в 2015 году среди ключевых видов украинской продукции машиностроения, которая отправляется на экспорт, вместо вагонов на первое место вышли автокомпоненты. В частности, за 11 месяцев 2015 года Украина экспортировала провода для свечей зажигания на $873 млн (22% всего экспорта в машиностроении). Продукция поставлялась преимущественно в Венгрию, Польшу и Германию.

О том, чем привлекает Украина европейских производителей, и что отпугивает новых инвесторов, а также, какие экономические перспективы ждут нашу страну, "Сегодня.ua" поговорил с делегатом немецкой экономики в Украине Александером Маркусом.

- Недавно делегация немецкой экономики в Украине сообщила, что немецкие производители деталей для автомобильной промышленности в течение ближайших лет намерены расширить свое производство и построить новые заводы в Западной Украине. Планируется создание до 10 тысяч новых рабочих мест. Господин Маркус, о чем конкретно идет речь: о производстве автомобилей, или деталей к ним?

На встрече в Харькове. Фото: twitter.com/IPEV_Markus

- Речь идет о производстве комплектующих для автомобилестроения.

Немецкие производители, которые уже работают в Украине, расширяют свои уже существующие мощности

Это немецкие производители, которые уже работают в Украине, они расширяют свои уже существующие мощности. Речь идет о трех немецких компаниях на Западе Украины.

- В заявлении отмечается, что сегодня на производственных площадках в западном регионе Украины уже работают около 25 тысяч человек, речь идет только об этих трех компаниях?

- Нет. Это наша общая оценка занятых в немецком автопроме на территории Украины, это все заводы вместе. У нас очень много производственных предприятий, выпускающих комплектующие для автомобильной промышленности. А эти три компании, уже присутствующие на рынке, просто строят новые заводы.

- Куда отправляться продукция этих предприятий? Попадает ли она на украинский рынок?

- Вся продукция 100%-но идет на экспорт по всему миру, даже в США. Сегодня, когда Вы еще только заказываете машину, под этот заказ уже фактически производятся соответствующие комплектующие и это, прежде всего, кабельные сети для автомобилей. Вы заказываете где-то в Америке машину, выбираете ее комплектацию, и под этот заказ уже собирается кабельный комплект, он потом поставляется (из Украины) через Германию в США и там устанавливается на автомобиль.

- Речь идет о каких-то конкретных марках автомобилей?

- Привязки к какой-то конкретной марке автомобиля нет. Поставщики выигрывают отдельные проекты (тендеры) на поставку комплектующих для той либо иной марки автомобиля. Например, производитель на три года выиграл проект для Opel определенной модели. После исполнения этого заказа сон может выиграть еще какой-то проект, к примеру, для Audi. Поэтому ни на одном заводе не производят продукцию только под одну модель, они параллельно обслуживают очень много разных моделей и компаний.

- То есть интерес к Украине как к месту, где можно заниматься производством, у немецкого бизнеса есть?

- Не совсем. Нужно очень четко понимать, что расширяют производство те, кто уже работает в Украине. Новые инвестиционные проекты пока фактически отсутствуют. Это связано, в том числе, и с валютным регулированием. Например, с запретом на выплаты дивидендов в иностранной валюте и ограничениями на обмен через банк дивидендов в свободно конвертируемую валюту.

Новым инвесторам не очень интересно идти в страну, где они не знают, как получить свою прибыль обратно в свободно конвертируемой валюте

Новым инвесторам не очень интересно идти в страну, где они не знают, как получить свою прибыль обратно в свободно конвертируемой валюте. Те, кто здесь есть, они знают Украину, они здесь уже 10 лет успешно работают, они знают, как работать с проблемами, они их решают и поэтому у них есть преимущество. А основное преимущество Украины – очень низкие производственные расходы.

- Дешевая рабочая сила, аренда и прочее?

- Да.

- Кроме валютного регулирования, что еще отпугивает немецких инвесторов?

- Согласно последнему опросу, который мы проводили весной прошлого года среди немецкого бизнеса, были определены три основные причины. Первое – политическая нестабильность, в том числе, принимая во внимание ситуацию на востоке Украины. Второе – отсутствие надежной правовой системы и сложность доказать свою правоту в судебных инстанциях. И третье – коррупция. Этих три фактора были основными и наиболее часто упоминаемыми в качестве барьеров для немецких инвесторов.

- Давайте перейдем к более глобальным вещам. Господин Маркус, как Вы считаете, в перспективе найдется ли в европейской экономике место для Украины?

- На 100% уверен, что найдется, но это будет нелегко. Это сложно, нужно будет полностью адаптироваться. Нужно придумать новые продукты, новые бренды. Но место есть. Сегодня у многих украинских производителей есть одно большое преимущество – это цена. Цена очень конкурентоспособна. Есть и некоторые другие преимущества.

Встреча на производстве. Фото: twitter.com/IPEV_Markus

Украинские продукты питания ближе к натуральным, и менее испорчены современными технологиями. Этим надо обязательно воспользоваться

Так, украинские продукты питания ближе к натуральным, и менее испорчены современными технологиями. Этим надо обязательно воспользоваться.

Но пока в Германии, к примеру, самая основная проблема в том, что с Украиной ее сегодня связывают только политические, а не экономические вопросы.

- Возможно, посоветуете, как украинским производителям лучше продвигать свою продукцию?

- Мы предлагали украинскому правительству такую возможность, как развитие кластеров. Т.е., Вы берете ту отрасль промышленности, которая, успешно работает: пищевую, перерабатывающую промышленность, производство комплектующих для автомобилестроения, IT, логистику, это могут быть и другие отрасли с хорошим потенциалом развития. Вы собираете предприятия вместе, и они вместе будут создавать украинский бренд этой продукции, и вместе будут организовывать свой экспорт. Такой подход к развитию кластеров в Западной Европе очень успешен.

Здесь не нужно большого участия властей. Не нужно постоянно ругать правительство за то, что они не сделали то или это. Надо самим начинать и это не так сложно. Такой кластер IT-предприятий уже создан во Львове. Конечно, было бы легче, если бы правительство дало какую-то платформу, и предприятиям было бы проще, поскольку они меньше боялись бы конкуренции. Так это делается у нас: создается официальна платформа, предприятия участвуют, платят членские взносы и на этой официальной платформе они не бояться, что их конкуренты получат преимущества. Есть больше доверия.

- Как Вы считаете, возможен ли в ближайшие годы рост украинской экономики, учитывая те реалии, которые сегодня есть?

Наши предприниматели ожидают, что в 2016 году экономика Украины выйдет "в ноль" и уже не будет падать

- Наши предприниматели ожидают, что в 2016 году экономика Украины выйдет "в ноль" и уже не будет падать. А в 2017-18 годах немецкий бизнес считает, что есть все шансы для роста.