Ставки по автокредитам снизились, а в декабре будут акции и распродажи

29 октября 2010, 07:46
Украинский авторынок, несмотря на оптимизм автопродавцов, так и не вышел из кризиса.

По итогам 9 месяцев было реализовано автомобилей почти на 10% меньше, чем в прошлом году. Причина столь печального положения проста — у населения нет денег. А если у кого-то и осталась большая "заначка" от прежних, благополучных, времен, то он явно предпочтет вложить деньги в недвижимость, цены на которую упали, чем пойдет покупать за те же деньги новый автомобиль. И даже возобновление автокредитования, на которое надеялись автодилеры, ситуацию не спасает — проценты по кредитам на машины хоть и упали до 18—21% годовых, но брать их, да еще и с 30% первым взносом, решаются не многие.

Несмотря на то, что спрос на автомобили нынче невелик, цены в автосалонах начали расти — цифры на ценниках самых популярных автомобилей из экономсегмента ("китайцы", ВАЗы, "Дэу-шевроле") за последний месяц изменились в диапазоне от 500 до 15 000 грн. Цены же на "средние" (до $30 тыс.) и дорогие (до $50 тыс.) авто пока не изменились, но эксперты рынка прогнозируют рост и на них, объясняя это тем, что выросли отпускные цены производителей и опускать цены уже некуда. Правда, существует подозрение, что повышение цен является лишь попыткой сыграть на нервах потребителей: мол, покупайте то, что еще не подорожало сейчас, а то будет еще дороже. Плюс, впереди нас ждут новогодние праздники и традиционные для этого распродажи — вполне вероятно, что продавцы объявят скидки ровно на ту сумму, на которую сейчас произошло подорожание, и даже ниже. Особенно если спрос на автомобили не вырастет и продавцам будет нужно освобождать склады для завоза машин 2011-го модельного ряда. "Сегодня" выяснила: есть ли смысл покупать автомобиль по новым ценам или стоит ожидать их снижения в обозримом будущем?

Реклама

КРЕДИТЫ НЕ СПАСЛИ

Несмотря на то, что в прошлом году автопродавцы уверяли, что их проблемы решит возобновление автокредитования, этого не произошло. Кредиты вернулись еще в конце прошлого года, но рынок роста не ощутил: заплатить 30—40% первого взноса способны немногие. Тенденции последних нескольких месяцев: увеличение количества банков, раздающих кредиты и более либеральные требования к заемщику. Теперь, чтобы взять авто в долг, достаточно внести всего 15—20% первого взноса, а годовая процентная ставка упала во многих банках до 17—20%. Результат — в августе и сентябре продажи авто выросли по сравнению с весенними месяцами на 10%, однако не превысили показатель прошлого года. Проблема в том, что для получения кредита нужно доказать свою платежеспособность.

"Требования к уровню и стабильности доходов, наличию имущества, в том числе дополнительного залога, остаются жесткими. Банки учитывают только официальные доходы заемщика", — рассказала "Сегодня" директор розничного бизнеса "Эрсте Банка" Татьяна Надточий. Официальный ежемесячный доход должен в 2—3 раза превышать платеж по кредиту. Например, если по кредиту нужно платить около 1,5 тыс. грн. (на авто за 100 тыс. грн., на 7 лет, 30% своего взноса, ставка 19%), официальная зарплата должна быть не меньше 3—4,5 тысячи.

Реклама

Практически нереально получить кредит предпринимателям, работающим на едином налоге. Во-первых, репутацию ЧП-шникам подпортили их "коллеги", которые, не желая платить по кредитам, стали объявлять себя банкротами и пустились в судебные тяжбы с банками. Во-вторых, до сих пор неясно, как изменит их платежеспособность Налоговый кодекс (смогут ли они продолжать столько же зарабатывать при увеличении ставок единого налога, уменьшении оборота с 500 до 300 тысяч). Поэтому банки и не хотят связываться с ЧП-шниками".

БЮДЖЕТНЫЕ ПОДРОСЛИ


Цены выросли на 1,5—2%

Реклама

Несмотря на то, что ни спрос на автомобили, ни платежеспособность украинцев не выросли, продавцы в октябре начали на 1,5—2% повышать цены. В первую очередь, подорожали автомобили самой доступной ценовой категории. Так, самый дешевый автомобиль на рынке — "Таврия" — подорожал на 480 грн., Chery QQ и Kimo выросли в цене на 1500, а Jaggi прибавил в цене аж 4000 грн. Подняли цены и на ВАЗ-ы: за "девятку" теперь просят на 1000 гривен больше, а "одиннадцатая" подорожала на 1500. Правда, при этом почти на 3000 грн. снизили цены на "девяносто девятую" и "десятку" (смотрите динамику цен в таблице ниже).

Однако это снижение цен — единственный прецедент в сентябре-октябре. Остальные более-менее доступные авто (до 100 тыс. грн.) также подорожали на 1,5—5 тысячи гривен, например, за Daewoo Matiz в хорошей комплектации теперь просят вместо 72 тыс. грн. — 75 тыс., за Peugeot 107 теперь хотят получить 94 вместо 93 тыс. грн., а Fiat Panda теперь стоит 105 вместо 100 тысяч. Неожиданно резко взлетела цена на Chevrolet Aveo хэтчбек — ее подняли аж на 16 тыс. грн. И если в автосалонах, торгующих европейскими автомобилями, нам объясняли подорожание ростом курса евро, то продавцы "шевроле" и "ланосов" рассказали, что просто закончились акционные автомобили 2009-го года, а авто-2010 стоят дороже.

Радует пока то, что не изменились цены на большинство корейских и японских автомобилей — гривня сохранила свои позиции по отношению к доллару. Правда, есть и исключения. Например, на 1,5—4 тысячи подорожали Nissan и Mitsubishi — тоже закончились модели 2009-го года (единичные остатки можно купить на 3—4 тыс. дешевле).

АВТО ПОДЕШЕВЕЮТ К НОВОМУ ГОДУ

Означает ли рост цен на автомобили то, что желающим купить автомобиль нужно прямо сейчас бежать в автосалон и делать покупку, пока на нее не взвинтили цену? В пресс-службе корпорации "АИС" (крупнейший продавец авто, собранных в Украине) "Сегодня" пояснили, что в этом году роста цен больше не будет. Однако в следующем году возможно небольшое подорожание — из-за того, что украинские производители планируют поднимать отпускные цены (дорожают сырье и комплектующие). А вслед за ними могут "подтянуться" и импортеры. Правда, продавцы импортных автомобилей по телефону пояснили, что цена будет корректироваться в зависимости от курса евро или доллара, причем, большинство продавцов теперь завозит автомобили "под заказ" — фиксируют в договоре сумму в иностранной валюте и берут предоплату в размере 20—30%, а сам автомобиль привозят лишь через 2—3 месяца. Не ожидается также и снижения цен из-за выброса на рынок залоговых авто, как это прогнозировали в прошлом году — банки поняли, что выгоднее дать клиенту отсрочку и произвести реструктуризацию, чем отбирать автомобили через суд и продавать за бесценок.

Неужели снижения цен не будет? Не совсем так. Судя по опыту прошлых лет, перед новым годом всегда проводят акции либо распродажи — продавцы в декабре будут избавляться от непроданных автомобилей 2010-го года, потому как в 2011-м они ценятся уже меньше (покупатели предпочитают брать "новье"). Обычно потребителя стимулируют либо снижением до 10% от прайсовой цены, либо дополнительными подарками, например, в виде комплекта дорогой зимней резины или полиса КАСКО (около 4—5 тыс. грн.). Кроме того, ввиду небольшого спроса, к новому году могут появиться кредитные акции, проводимые совместно автосалонами и банками. Однако тянуть до весны, надеясь на то, что цены просядут, не стоит — никаких предпосылок для этого сегодня нет.