Что делать, если банк навязывает срок депозита, а союз не отдает деньги

28 апреля 2009, 18:03
Специалисты отвечают на вопросы читателей "Сегодня".

Фото с сайта VisualPhotos

ДЕПОЗИТ

Реклама

Вопрос: "У меня лежит депозит в одном из банков, в котором введена временная администрация. Его срок закончился. В банке мне предложили "перезаключить" договор – на такой же срок, как и предыдущий. А у меня он был на год. Если я откажусь, то мой депозит будет лежать в банке "мертвым грузом": на него не будут начисляться проценты. В то же время я не хочу рисковать и продлевать депозит на год: неизвестно, насколько долго продлится кризис. То есть по итогу я оказался в тупиковой ситуации. Подскажите, пожалуйста, имеют ли право банк требовать от вкладчика перезаключать депозит на определенный срок?" – Сергей Витальевич, г. Киев

Отвечают: адвокат, главный советник по финансовым и правовым вопросам Всеукраинского адвокатского объединения "Альянс" Юрий Бауман, управляющий партнер юридической компании "Тарасов и партнеры" Андрей Тарасов, адвокат, руководитель интернет-портала бесплатных юридических консультаций www.anticollector.org.ua Артем Стариков.

"В соответствии с положениями ст.6, 627 ЦК Украины стороны свободны в определении условий договора, с учетом гражданского законодательства. Следовательно, любые требования или условия банков относительно сроков и условий заключения депозитных договоров являются безосновательными и такими, которые противоречат положениям законодательства", – отмечает Юрий Бауман. С ним согласен и Андрей Тарасов: "Требования банка, однозначно, незаконны. Статьей 3 Гражданского кодекса Украины определен один из основополагающих принципов гражданских правоотношений – принцип свободы договора.

Реклама

Никто не может быть принужден заключать договор на невыгодных или не желательных для себя условиях, а так же под влиянием неблагоприятных обстоятельств". Исключения не делаются и для банков, в которых введена временная администрация. По словам Артема Старикова, никаких чрезвычайных полномочий, которые бы давали право банку устанавливать собственные условия продления депозитных вкладов вразрез законодательству, временная администрация не имеет.

С другой стороны, каждый банк предлагает свои депозитные программы. У кого-то есть вклады на 1-2 месяца, кто-то привлекает деньги и на несколько дней. А у некоторых банков минимальный срок вклада составляет полгода. Может ли в данном случае вкладчик требовать продлить депозит на полтора месяца или другое удобное ему время? Нет, так как у банка нет такой депозитной программы. В таком случае, следует подобрать максимально близкий к нужному сроку вклад и оформить его.

Если в банке все-таки настаивают на определенном сроке заключения договора, который вас не устраивает, следует пожаловаться в Нацбанк по телефонам 230-17-17, 230-19-60, 230-19-91, 253-61-19. Служба приема жалоб от населения работает по будням с 9.00 до 18.00.

Реклама

И еще один важный момент. Если банк, где Вы держите деньги, был переведен в категорию временных участников Фонда гарантирования вкладов физлиц, заключайте только допсоглашения, а не новые депозитные договора. Новые депозиты, которые были открыты в банке после перевода его в эту категорию, в случае банкротства финучреждения Фондом не возмещаются. В отличие от тех, которые были открыты ранее.

ГАРАНТИРОВАНИЕ

Вопрос: "На каком основании банк признается временным участником Фонда гарантирования вкладов физлиц? Это решение принимает сам банк или все-таки Фонд? — Николай, г. Киев

Отвечает: заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Михаил Гребенник

Решение о переводе банка в число временных участников принимает административный совет Фонда. Такое решение может быть принято в нескольких случаях, например:

• если банк не выполняет установленных НБУ экономических нормативов достаточности капитала и платежеспособности;

• если НБУ принял решение об ограничении операций по привлечению банком вкладов физических лиц;

• если банк нарушил требования закона о фонде гарантирования и других нормативных актов и т.д.

В тоже время, хочу подчеркнуть, что введение временной администрации в банке не является основанием для перевода банка в категорию временных участников Фонда. То есть временным участником Фонда может стать банк, в котором не введена временная администрация.

Информацию о том, какие банки являются временными участниками фонда, можно уточнить на интернет-сайте Фонда — www.fg.org.ua, и по телефону горячей линии 8-800-308-108-0.

КРЕДИТНЫЙ СОЮЗ

"У меня есть вклад в кредитном союзе. Его срок закончился в конце февраля, но деньги мне до сих пор не вернули. Кто контролирует деятельность кредитных союзов? Куда можно жаловаться?" – Людмила Мирославовна, г. Киев

Отказывая вернуть вклад по сроку или досрочно (мораторий на досрочное изъятие депозитов из кредитных союзов был отменен 26 марта), кредитный союз грубо нарушает ваши права. Поэтому у вас есть все основания для обращения с жалобами сразу в несколько инстанций. Прежде всего, в Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг, которая контролирует деятельность кредитных союзов (Киев, ул. Б. Гринченко, 3, тел.: (044) 235-51-31). Не лишним будет обратиться в комитет по защите прав потребителей, а также в ассоциацию, в которую входит проблемный кредитный союз (например, Национальная ассоциация кредитных союзов Украины, тел. (044) 501-18-75, или Всеукраинская ассоциация кредитных союзов, тел. (044) 390-32-84). Последняя инстанция — это традиционно обращение с иском в суд. Однако, прежде чем обращаться в суд или в одну из перечисленных организаций, стоит написать заявление в КС с требованием вернуть вклад и добиться официального ответа на это обращение, что бы иметь задокументированный факт отказа в возвращении депозита.

Андрей Бурный, Тимофей Крамарев