Чем живет и как развивается метро в Украине: четыре истории разных городов

10 января 2018, 07:40
Ежедневно в мире более 155 млн людей пользуются услугами метро

Фото: архив "Сегодня"

10 января 1863 г. в Лондоне появился первый в мире метрополитен. По прошествии 155 лет метро есть почти в 200 городах мира, а для жителей мегаполисов и вовсе тяжело придумать более быстрый и удобный вид транспорта, ведь ежедневно в мире более 155 млн людей пользуется услугами метро. Сайт "Сегодня" в  день рождения метрополитена рассказывает самое интересное об украинских подземках.

Столичная подземка

В Украине метро есть в трех городах – Киеве, Харькове и Днепре, но началась история отечественного метрополитена именно со столичной подземки.

Реклама

К нам метро пришло только в 1960 г., хотя разговоры о подземке ходили еще в конце 19 века. В апреле 1949 г. Министерство путей сообщения издало указ, согласно которому и был создан Киевметрострой. В 1960 г. Святошинско-Броварская (красная) линия стала первой, сданной в эксплуатацию.  В 1976 г. появилась синяя ветка, или же Куренёвско-Красноармейская линия. Последнюю на данный момент Сырецко-Печерскую линию ввели в строй только в 1989 г.

За 59 лет своего существования столичная подземка существенно расширилась. Так, начиналось все с одной ветки и пяти станций. Сейчас существует три ветки и 52 действующие станции. Протяжность линий составляет почти 70 км, хотя начиналось все с 5,2 км. В парке на 2017 г. насчитывалось 823 пассажирских вагона.

За 2017 г. киевская подземка перевезла почти 498,4 млн пассажиров, а самой загруженной традиционно стала красная линия, пассажиропоток на которой составил более 208 млн людей. Синяя ветка перевезла 172,6 млн пассажиров, а зеленая – 117,7 млн.

Реклама

В принципе, все метро похожи друг на друга, но, в то же время, каждый метрополитен оригинален. Мы расскажем вам об интересных новшествах, которые можно встретить в украинских метрополитенах.

Автоматизация

Киевский метрополитен не стоит на месте и постоянно развивается, внедряя все новые и новые инновации. В 2017 г. столичная подземка постепенно начала отказываться от жетонов. На станциях было установлено больше специальных турникетов, где можно оплачивать проезд карточками, в кассах начали продавать только по одному жетону в руки. К слову, само количество жетонов существенно сократилось, а вскоре они вовсе исчезнут из обихода.

Реклама

Альтернативным вариантом оплаты остаются все те же банковские карты, проездные и карты метро, которые можно купить в кассах и пополнять в автоматах на станциях.

Полностью автоматизированной сделали станцию метро "Кловская". Со 2 августа там перестали работать кассы и больше не продаются жетоны. Оплатить проезд можно с помощью карт, либо же купить разовый билет с QR-кодом, который действует всего в течении 30 минут. Автоматы, которые продают билеты, принимают купюры номиналом 1,2 и 5 грн.

Автоматизация станции работает в тестовом режиме, по истечении которого будет принято решение – внедрять это на всех станциях, или же нет.

Информационные экраны

Благодаря волонтерам – "агентам змін" в вагонах столичного метрополитена функционируют новые информационные экраны. Мониторы показывают, сколько времени осталось ехать до станций, информируют о переходах, городской электричке и т.д.

Подзарядка для телефонов

На станции метро "Золотые ворота" открыли первый пункт подзарядки мобильных телефонов. Воспользоваться им может любой пассажир абсолютно бесплатно. Отмечается, что, если это станет востребованным, подобные пункты появятся и на других станциях.

Продажа вагонов

8 декабря 2017 г. киевская подземка впервые продала с аукциона два списанных вагона, начальная цена лота составляла 483 тыс грн. В метро заявляют, что готовы продолжить такую практику, если Киевсовет предоставит разрешение.

На 2018 г. у столичного метрополитена много планов – сделать больше автоматизированных станций, провести масштабные ремонты и реконструкции, начать строительство новых станций и сделать метро более удобным для людей с инвалидностью и мам с колясками.

Стоимость проезда в столичной подземке – 5 грн.

Харьковский метрополитен

Харьковская подземка начала свою работу чуть позже столичной, 23 августа 1975 г. Как и в Киеве, здесь три ветки: Холодногорско-Заводская линия, Салтовская и Алексеевская. Но количество станций почти в два раза меньше – их здесь всего 30. Общая протяженность сети составляет 38,45 км. В харьковской подземке задействовано 326 вагонов.

На официальном сайте метрополитена сказано, что ежедневный объем перевозок составляет больше 550 тыс. пассажиров, а около 40% всех городских транспортных перевозок принадлежат именно метро. Средний размер пассажиропотока в год составляет около 220 млн человек.

К слову, харьковское метро не единожды получало международные награды. Так, только в 2016 г. подземка получила награду "European Quality Award" от Европейской Бизнес Ассамблеи за высокий уровень качества и безопасности перевозок. А в июле 2012 г. харьковское метро было признано лучшим предприятием Украины

Чистота

Киевский метрополитен никак нельзя назвать грязным, но его харьковский коллега выглядит просто стерильным, причем даже в периоды дождливой погоды и т.д. За это метро не раз выделяли высокопоставленные гости из зарубежья.

Электронный билет

Харьков стал первым городом, который внедрил на практике систему "Электронный билет". Так, с декабря 2017 г. харьковчане могли расплачиваться за проезд с помощью E-ticket в трамваях и троллейбусах. А с 2018 г. такая функция обещает стать доступной и в метро. Чтобы оплатить проезд, нужно просто приложить карточку к специальному устройству в транспорте. Вскоре, в метро планируется установить 250 таких терминалов. Таким образом, метрополитен планирует полностью перейти на электронные билеты.

Туалеты

В харьковском метрополитене есть туалеты, что воспринимается как вполне обычное явление харьковчанами и сильно удивляет гостей из столицы. Недавно туалет открыли на станции метро "Университет". Это уже пятый санузел в харьковской подземке. Ранее они появились в переходах между станциями "Исторический музей" и "Советская", а также "Спортивная" и "Метростроителей им. Ващенко". Также туалет работает на станции "23 Августа".

Стоимость проезда в харьковском метро – 4 грн.

Днепровское метро

Днепровская подземка в Украине самая молодая и маленькая, она появилась только в 1995 г., а ее длина составляет 7,8 км. В Днепре работает всего 6 станций метро и 45 вагонов. К слову, количество станций там не менялось со времен открытия.

Здесь всего одно депо, где расположен поворотный круг для разворота вагонов, который ввели в эксплуатацию в 2016 г.

Пассажиропоток в Днепре очень выделяется на фоне других украинских подземок, за 2016 г. там перевезли всего 7448,3 тыс. человек. В городе часто говорят о том, что метро не выдерживает конкуренции с наземными видами транспорта, пользуется им совсем небольшое количество людей.

Новые станции

До 2020 г. в Днепре планируют добавить три станции – Театральную, Центральную, Исторический Музей. Строительством занимается турецкая компания, контракт с которой заключили только в 2016 г. Также отмечается, что метро строят по самой быстро технологии в Европе. После возведения новых трех станций длина подземки увеличится в полтора раза – до 11,1 км.

Время работы

Из-за минимального пассажиропотока время работы днепровского метрополитена отличается от времени работы метро в других городах Украины. Днепровская подземка открывается в 5:30 и заканчивает свою работу в 23:00.

Фильмы

О днепровском метро снимали документальные фильмы, которые можно найти на официальном сайте подземки. Так, в 2016 г. украинское творческое объединение Fantastic Little Splash создало документальный фильм "Метро".

Стоимость проезда в днепровском метрополитене – 2 грн.

Донецкий метрополитен

Донецкий метрополитен должен был стать четвертым в Украине. Его строительство началось в 1993 г., а запуск первой очереди планировался на 2005 г. Позже запуск сдвинули на 2011 г., но метро так и не открылось. Сказывалась нехватка финансирования, из-за которой постоянно сдвигались сроки.

К ноябрю 2009 г. первая очередь (пять станций) была готова всего на 30%. Спустя два года Министерство инфраструктуры заявило, что отказывается от подземного метро в Донецке, и пообещало построить наземное, которое должно было обойтись стране в 5-7 раз дешевле.

Ну, а после того, как на Донбассе развернулись боевые действия, вопрос о метро отпал сам собой. Правда, боевики так называемой "ДНР" в конце 2014 г. говорили о продолжении строительства метро и даже создали "специальную комиссию" по оценке состояния перспектив развития местной подземки, однако, как и следовало ожидать, разговоры вскоре затихли...