"Больные" банки: кто выбыл и где закончился мораторий

4 августа 2009, 17:41
Мы отслеживаем ситуацию в банках с временной администрацией — как они выплачивают вклады и проценты и обслуживают платежные карты.

На сегодняшний день "больных" банков 16. Из этого списка недавно выпал "Одесса-Банк", который начали ликвидировать. А "Укргазбанк" исключен из нашего мониторинга, так как уже несколько недель кряду без проблем рассчитывается с вкладчиками. Тем временем, в двух банках ("Национальном кредите" и "Укрпромбанке") истек срок моратория, еще в двух ("Киеве" и "Надрах") — мораторий на исходе.

1. Можно ли получить в банке депозит, срок которого истек? Выплачивает ли банк проценты? Есть ли лимиты по выплатам?

Реклама

2. Обслуживаются ли платежные карты банка? Можно ли снять с них деньги в "своих" и "чужих" банкоматах или оплатить покупки в магазинах?

Арма

  • Временная администрация до 16 апреля 2010
  • Мораторий до 16 октября 2009

1. Банк привлек новых инвесторов, которые будут "спасать" его. Банк по-прежнему не выплачивает ни депозиты, ни проценты по ним. На выплаты могут претендовать только вкладчики, попавшие в сложные жизненные обстоятельства (болезнь, смерть близких родственников и т. д.).

Реклама

2. Работа банкоматов и терминалов банка приостановлена. Карточки временно не обслуживаются, поэтому снять наличные в "чужих" банкоматах и рассчитаться за покупки нельзя.

Банк регионального развития

  • Временная администрация до 24 марта 2010
  • Мораторий до 23 сентября 2009

1. Банк не выплачивает ни депозиты, ни проценты по ним. Исключение делают лишь для вкладчиков, оказавшихся в чрезвычайных обстоятельствах, — по решению специальной комиссии, им выплачивают до 10 тыс. грн. Вкладчики подали в НБУ прошение о ликвидации банка.

Реклама

2. Банк не выпускал платежные карты и не имеет банкоматов.

Биг-Энергия

  • Временная администрация до 15 марта 2010
  • Мораторий до 15 сентября 2009

1. Банк по-прежнему не возвращает депозиты. На выплату могут претендовать только вкладчики банка, попавшие в форс-мажорные обстоятельства. Банк продолжает выплачивать проценты по всем депозитам (лимит: 100 грн., $100 или €50 в день).

2. Карты обслуживаются, но получить наличные можно только в кассе банка (лимит — 100 грн. в день). Снять наличные в "своих" и "чужих" банкоматах и рассчитаться за покупки карточками банка нельзя.

Владимирский

  • Временная администрация до 16 июля 2010
  • Мораторий до 16 января 2010

1. Банк не выплачивает вклады и проценты по ним.

2. Банк не выпускал карт для физических лиц и не имеет банкоматов.

Днистер

  • Временная администрация до 16 апреля 2010
  • Мораторий до 16 октября 2009

1. Банк не выплачивает ни вклады, ни проценты по ним.

2. Банкоматы и карточки заблокированы. Средства с них получить нельзя ни в банкоматах, ни в отделениях. Рассчитаться в магазине также невозможно.

Европейский

  • Временная администрация до 14 мая 2010
  • Мораторий до 14 ноября 2009

1. Банк не выплачивает ни депозиты, ни проценты по ним.

2. Карточки и банкоматы заблокированы. Средства с них нельзя получить ни в банкоматах, ни в отделениях. Рассчитаться в магазине также нельзя.

Захидинкомбанк

  • Временная администрация до 12 февраля 2010
  • Мораторий до 12 августа 2009

1. Банк выплачивает проценты по вкладам. Лимит выплаты — до 250 грн., $20 или €30. Депозиты выплачивают только тем, кто предоставляет документы на срочное лечение, операции, похороны (лимит — 5 тыс. грн.).

2. Получить наличные по картам можно только в отделениях банка. Лимит по снятию наличных — 500 грн. (может быть увеличен до 1 тыс. грн.). Рассчитаться картой можно только в сети терминалов банка. Лимит расчетов — 2 тыс. грн. Чтобы разблокировать карту, нужно обратиться в банк с заявлением.

Киев

  • Временная администрация до 9 февраля 2010
  • Мораторий до 9 августа 2009

1. Банк начал выплату процентов по вкладам. Очередность выплаты просроченных процентов определена графиком (до 10 августа), который можно узнать в call-центре или в отделении банка. Для организации выплат банк изменил график работы: теперь отделения работают с понедельника до субботы, операционный день продлен до 18.00. В дальнейшем банк планирует стабильно выплачивать проценты. Выплаты вкладов пока не производятся. В call-центре сообщили, что они могут начаться через 2—3 месяца.

2. Банк увеличил до 500 грн. в сутки лимит снятия наличных в "своих" банкоматах (прежний лимит — 100 грн. в сутки). В call-центре сообщили, что работает 20 банкоматов банка (ранее банкоматы заполнялись наличными нерегулярно). Ни снять деньги в "чужих" банкоматах, ни рассчитаться карточкой в магазинах по-прежнему нельзя.

Надра

  • Временная администрация до 10 февраля 2010
  • Мораторий до 10 августа 2009

1. Банк предложил вкладчикам возможность направить "замороженные" депозиты на оплату товаров и услуг клиентов банка-юридических лиц. Лимит таких покупок — от 10 тыс. до 1,2 млн грн. Вклады от 200 тыс. до 1,2 млн грн можно направить только на покупку готовой недвижимости у застройщиков-партнеров банка. Также с 10 августа банк изменит схему выплаты вкладов, срок которых истек. На выплату 50% смогут претендовать все клиенты банка, чьи вклады не превышают 10 тыс. грн. В августе 20% от суммы депозита смогут получить клиенты банка, чей вклад от 10 до 50 тыс. грн. закончился в марте, апреле, мае и августе; от 50 до 150 тыс. грн. и закончился в августе; от 150 до 500 тыс. грн. и закончился в феврале или августе. Все предложения, как новые, так и старые, действительны при условии переоформления остатка суммы вклада на срок от 4 месяцев. Также банк продолжает выплачивать проценты по всем вкладам по такой схеме: 50% — единоразово через кассу, 50% — на текущий/карточный счет (лимит снятия наличных — 100 грн., $15, €10 в день).

2. За счет лимита по расчетам картами банка в торговой сети теперь можно оплатить обучение, медицинские и туристические услуги. Как сообщалось ранее, банк повысил до 500 грн. ежедневный лимит расчетов карточкой в магазинах, а, если не пользоваться карточкой в течение месяца, то лимит можно "накопить" до 15 тыс. грн. Для оплаты за счет этого лимита выше указанных услуг необходимо обратиться в банк со счетом-фактурой, и банк напрямую оплатит его с карточного счета клиента. Карты банка обслуживаются. С пенсионных, социальных и кредитных карт в сети отделений и банкоматов банка, а также в торговой сети можно снять или потратить не более 1 тыс. грн. в день (или эквивалент). По всем картам банка в "чужих" банкоматах можно снять не более 50 грн. (с комиссией).

Национальный Кредит

  • Временная администрация до 19 декабря 2009
  • Мораторий до 18 июня 2009

1. Банк начал выплачивать проценты по всем вкладам, а также вклады до 5 тыс. грн. По более крупным депозитам банк предлагает или пролонгировать их на срок 1 год, или "растянуть" выплату вклада на 5—6 месяцев.

2. Карточки банка обслуживаются. Снять наличные можно только в банкоматах и отделениях банка (лимит — 300 грн.), но, по информации вкладчиков, сделать этого нельзя, так как банкоматы заполняются нерегулярно. Рассчитаться карточками банка в магазинах нельзя.

Национальный Стандарт

Временная администрация до 14 мая 2010

Мораторий до 14 ноября 2009

1. Депозиты и проценты по ним банком не выплачиваются.

2. Карты и банкоматы банка заблокированы, поэтому ни снять наличные, ни расплатиться картами нельзя.

Родовид Банк

  • Временная администрация до 15 марта 2010
  • Мораторий до 15 сентября 2009

1. Банк начал выплаты вкладов, срок которых истек. Для получения вклада необходимо зарегистрироваться в call-центре банка, где вкладчику сообщают дату и адрес отделения, где он сможет забрать свои деньги. Без очереди получить депозиты могут вкладчики старше 70 лет, а также лица, которые обращались в банк с заявлениями о выплате по состоянию здоровья. Досрочно забрать нельзя, хотя в некоторых отделениях предлагают написать заявление и ожидать результатов его рассмотрения. Также банк продолжает выплачивать проценты по депозитам, срок которых не истек.

2. Банк увеличил лимиты по платежным картам: теперь снять наличные в банкоматах банка можно до 3 тыс. грн. (не более 3 операций) в день, рассчитаться карточкой банка за товары и услуги на сумму до 5 тыс. грн. (не более 5 операций) в день. Для отдельных типов карт (по совместным проектам с торговыми сетями) действуют лимиты до 15 тыс. грн. Ранее с карт банка можно было снять в банкомате не более 100 грн., заплатить за покупки — не более 300 грн. в сутки.

Столица

  • Временная администрация до 19 июля 2010
  • Мораторий до 19 января 2010

1. Банк не выплачивает клиентам ни вклады, ни проценты по ним, независимо от сроков окончания депозитных договоров.

2. Карточные и текущие счета клиентов заблокированы, поэтому ни снять с них наличные, ни рассчитаться невозможно.

Трансбанк

  • Временная администрация до 1 марта 2010
  • Мораторий до 1 сентября 2009

1. Банк выплачивает проценты пенсионерам и вкладчикам, чей вклад не более 5 тыс. грн., $1 тыс. или €1 тыс. Лимит выплаты — 100 грн., $15 или €10 в неделю. Банк выплачивает вклады клиентам в критических ситуациях. По остальным вкладам банк не выплачивает ни сумму вклада, ни проценты.

2. Карточки банка заблокированы с марта. С них нельзя снять наличные и заплатить за покупки.

Укрпромбанк

  • Временная администрация до 21 января 2010
  • Мораторий до 21 июля 2009

1. Банк выплачивает депозиты и проценты по ним по решениям судов без обязательного обращения в исполнительную службу. Для этого необходимо обратиться в банк с соответствующим решением суда. Банк по-прежнему выдает депозиты вкладчикам старше 75 лет. Им возвращаются вклады, срок действия которых закончился, а сумма не превышает 5 тыс. грн., $650 или €450. Кроме того, банк по-прежнему выплачивает вклады клиентам в форс-мажорных обстоятельствах (по решению комиссии) и проценты по всем вкладам.

2. Эмитированные банком карточки VISA обслуживаются только в сети банкоматов и терминалов банка (в том числе в отделениях банка) и за границей. Снять наличные и заплатить этими картами через другие украинские банки невозможно. Лимиты по этим и другим картам: снятие наличных — не более 1000 грн. в день, оплата товаров и услуг — не более 5000 грн. в день. Если карта была открыта после 15 мая, то для нее действуют повышенные лимиты (3—30 тыс. грн.).

СПРАШИВАЛИ — ОТВЕЧАЕМ

"Планирую подавать иск в суд против банка. Слышала, что недавно изменился размер платежей, которые нужно делать для подачи иска в суд. Так ли это? Сколько теперь нужно платить?" — Юлия, г. Киев.

Отвечает юрисконсульт юридической компании "Шмаров и Партнеры" Анна Панченко:

— При подаче иска, в большинстве случаев, необходимо уплачивать судебный сбор (госпошлину) и расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Размер судебного сбора остался неизменным, зато в июле изменился размер платежа за информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Постановлением Кабинета Министров Украины №693 от 8 июля 2009 года было отменено апрельское повышение ставки этого платежа. Теперь максимальный размер составляет 30 грн. (до отмены вкладчикам приходилось платить 252 грн.). Кстати, следует помнить, что в соотв. со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Украины, в случае удовлетворения Вашего иска ответчик (банк) должен компенсировать истцу (вам) судебные расходы, в том числе судебный сбор и расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

"Получил письмо от одного из крупных банков, с настойчивым предложением посетить одно из его отделений в Киеве, подписанное его директором. Я не являюсь клиентом — у меня там нет ни кредита, ни депозита. Что они от меня хотят?" — Владимир, г. Киев.

Отвечает редактор рубрики "Деньги" Антон Одарюк:

— Повода для опасений у вас, скорее всего, нет. С большой вероятностью, речь идет о банальной информационной рассылке с целью привлечения вас в банк как клиента. Подобные методы пополнения клиентской базы банки используют не первый год: покупают базу адресов или мобильных телефонов и рассылают сообщения, буклеты, приглашения и даже готовые пластиковые карты с вашим именем. Кстати, в случае получения по почте кредитной карты, которую вы не заказывали, знайте — у вас нет перед банком никаких обязательств: если карта вам не нужна, можете спокойно выбросить ее. Однако вам на всякий случай стоит все-таки посетить предложенное отделение, чтобы узнать, зачем банк вас побеспокоил.

Свои вопросы присылайте Антону Одарюку: odaryuk@segodnya.ua