Украинцам открыли границы Европы, но о безопасности перевозок не подумали. Ушлые водители автобусов уже никого не удивляют на внутренних рейсах в Украине, но они начали халтурить и за границей. Ради нескольких сотен гривен водители даже готовы бросить пассажиров на произвол судьбы в чужой стране. "Ранок з Україною" разбирался, когда есть риск не вернуться домой из ЕС и что делать, если вас оставили на вокзале.
С первого дня безвиза "дамба" на границе с Польшей прорвалась – на маршруты в сторону соседней страны выпустили сотни автобусов со всей Украины. Летом поток увеличился вдвое. "В Польшу автобусы отправляются каждые пять минут. Автобусы есть разные – и моего года рождения, и хорошие", – рассказывает генеральный директор международной компании-перевозчика Наталья Вовк.
Такой подход к международным перевозкам сразу сказался на польских вокзалах. Теперь, как говорят очевидцы, люблинский автовокзал ничем не отличается от среднестатистического украинского – звучит много объявлений от водителей на украинском языке, много заробитчан.
Но отсутствие минимального сервиса оказалось наименьшей из проблем, с которыми столкнулись украинские туристы. Намного хуже ситуации, когда люди уже приехали в Польшу и не смогли оттуда уехать.
Волынская журналиста Анна Калаур в июле 2017 года ощутила на себе "комфорт" украинско-польского рейса. Билеты из Любила до Луцка были у Анны на руках еще за несколько недель до отъезда. Но в конце путешествия на люблинском вокзале водитель заявил, что может взять "на борт" только семь человек, а еще двое должны остаться. Перевозчика не убедили даже распечатанные проездные документы.
"Это был час споров, выяснения отношений и так далее, – вспоминает журналистка. – Просто обычные люди, наверное, сдались бы, но мы стали отстаивать свои права и говорили, что поедем или все, или не поедет никто".
Билет на тот рейс стоил 300 гривен. Как выяснилось позже, водитель просто захотел получить стоимость двух билетов – 600 гривен – себе в карман. Ведь два "лишних" билета он сам выписал от руки. Этих пассажиров в итоге высадили.
"Как оказалось, такая проблема возникла не только у нас. Рядом стояли люди, за которыми не приехал целый автобус. Среди них был студент, который отдал последние деньги за билет, а автобус не приехал", – говорит Анна.
Наталья Вовк отмечает, что надежность перевозчика, в первую очередь, зависит от его стажа работы на рынке. Сейчас 8 из 10 перевозчиков в Украине – фирмы, созданные на скорую руку.
"Нормальные цивилизованные перевозчики должны работать с системой бронирования, в которой все должно соответствовать количеству пассажиров и местам в автобусе", – отмечает Вовк.
Если вы окажетесь в подобной ситуации, эксперты советуют в первую очередь обращаться в местную полицию. Если пассажиров с билетами на руках оставили на вокзале в чужой стране, перевозчика ждет наказание. Кроме того, в этом случае перевозчик должен будет компенсировать все траты пассажиров на дорогу домой. Даже если люди решили улететь на самолете.