Бензин и дизтопливо могут подорожать сразу на 5 гривен за литр из-за квот

12 апреля 2018, 11:57
Власти рассматривают идею введения 30% пошлин на импортные нефтепродукты

От введения квот больше всего пострадают владельцы автомобилей на дизельном топливе / Фото: Григорий Салай

В Украине могут подорожать бензин и дизтопливо, хотя наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) постепенно наращивают их выпуск. Причина — возможное введение с 1 мая квот на его импорт для защиты отечественного производителя в объемах не более 50% рынка для топлива из РФ и Беларуси и 30% — для остальных зарубежных поставщиков.

Все, что сверх квоты, будет облагаться пошлиной в размере 30% стоимости топлива (без акцизов), что приведет к его удорожанию до плюс 5 грн/л. Напомним: сейчас Украина импортирует около 80% нефтепродуктов, в том числе 54% бензина (доля Беларуси составляет 40%, ЕС — 14%) и 85% ДТ (32% из Беларуси, 42% из РФ и 11% — из ЕС).

Реклама

Очевидно, что если квоты введут (сейчас это предложение на рассмотрении в межведомственной комиссии при Кабмине), то, по словам экспертов топливного рынка, это приведет к дефициту прежде всего дизтоплива, используемого для грузоперевозок и в агросекторе. Власти пока скупо комментируют, какое может быть принято принято решение. "Предложение изучается", – ответили нам в межведомственной комиссии. 

"Кременчугский НПЗ (дает 90% нашего топлива) может дать 4,5 млн т в год, — говорит директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. — На пике потребления, это август-ноябрь, дефицит на рынке будет составлять порядка 30%, это примерно 200 тыс. т. На все дополнительные объемы, которые нужно завести, необходимо будет платить пошлину в размере 30% стоимости. Сегодня дизтопливо стоит $600/т, 30% получается, что мы будем вынуждены импортировать с пошлиной, которая добавит ценам порядка 5 грн/л".

Потери составят более 2,5 млрд грн

Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький оценил потери горно-металлургического комплекса, на который приходится 7—8% потребления ДТ, от неизбежного подорожания топлива в случае введения квот в 2,5 млрд грн в год. Это как прямые потери от закупки топлива для производственных нужд, так и косвенные, от последующего удорожания ж/д-тарифов.

"Наши потери прямые и косвенные составят более 2,5 млрд грн, каждый гражданин ощутит на себе эти последствия через виток инфляции, девальвации и так далее. Если хотите этой отрасли помочь, есть бесчисленное число других механизмов, вплоть до прямой государственной поддержки, но это не должно быть за счет других отраслей и населения", — заявил Беленький.

Против квотной инициативы и президент "Нефтегазовой ассоциации Украины" Дмитрий Кулик. По его словам, это не только вызовет дефицит топлива, но и разрушит сложившуюся диверсифицированную систему его поставок на украинский рынок.

Реклама

"Нет смысла даже начинать процедуру расследования, так как оснований для введения квот или пошлин нет. Сейчас мы получаем топливо из 10-ти направлений и забыли, что такое кризис. Введение ограничений приведет к повышению цен для всех потребителей и запустит цепочку инфляции", – уверен Кулик.

Могут быть ответные меры

Наконец, юрист Анжела Махинова уверена, что инициатива ограничить импорт топлива из всех стран несет большие риски для Украины как страны-члена ВТО.

"В рамках ВТО у Украины есть негативный опыт введения пошлин. Это 2013 г., когда мы ввели ограничение на импорт легковых автомобилей, а Япония это решение оспорила. В результате мы вынуждены были отменить их. Сейчас мы можем наступить на те же грабли, но тогда мы были относительно "молодым" членом ВТО и нас могли понять и простить, но если мы повторим это – то нас могут расценивать как злостного нарушителя международных правил торговли", – отметила Махинова.

Также, по ее словам, ограничения на импорт топлива в Украину может спровоцировать ответные меры пострадавших стран в отношении украинского экспорта.