АЗС снизили цены на 1-2 грн/л после введения Кабмином формулы "Роттердам+" на бензин, – эксперт

20 мая 2021, 12:05
В Украине действуют регулируемые цены на бензин и дизельное топливо с привязкой к котировкам нефтепродуктов

/ Фото: freepik.com

Кабинет министров ввел государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо по принципу формулы "Роттердам+", привязав его к котировкам нефтепродуктов в портах Амстердам-Роттердам-Антверпен плюс фиксированная маржа в 5-7 грн/л.

Об этом сообщил эксперт в области экономики Борис Кушнирук.

Реклама

"Принцип, по которому решено регулировать цены на бензин понятный и довольно распространенный в Украине. По такой же формуле, как в данный момент поступили с регулированием цен на горючее для авто, население годами оплачивает природный газ. Цена на газ определяется по формуле "Амстердам+" (ранее было то же самое, но цена формировали на базе другого хаба – "Дюссельдорф+"). Атомные АЭС закупают урановую руду и ядерное топливо, а тепловые электростанции до 2019 года покупали уголь", – отметил эксперт.

Кушнирук отметил, что использование органами исполнительной власти для регулирования цен на те или иные сырьевые товары так называемого импортного паритета на самом деле вполне правильное и никогда не вызывало замечаний у партнеров Украины с МВФ, Всемирного банка и ЕС.

"То есть, цены на энергоресурсы, которые Украина импортирует – уголь, бензин, газ – так или иначе привязаны к формуле импортного паритета. Это логично, понятно и, в принципе, прозрачно", – добавил эксперт.

Однако, по словам Кушнирука, несмотря на понятный принцип привязки к внешним котировкам и объективные проблемы рынка, власть поступила не очень дальновидно.

"Регулировать уровень конкуренции, а значит и цены, в развитых странах принято через антимонопольное ведомство, а не актами правительства. В первую очередь, это функции АМКУ – не допускать перекосов и злоупотреблений на тех или иных рынках", – добавил эксперт.

Напомним, 14 мая Кабинет министров на период карантина ввел регулируемые цены на бензин и дизельное топливо. По решению правительства, АЗС должны продавать бензин и дизтопливо по ценам с привязкой к европейскими котировкам в портах Северо-Западной Европы с наценкой не более 5 грн/л для бензина и 7 грн/л для дизтоплива.

Реклама

По аналогичному принципу в 2016-2019 годах НКРЭКУ рассчитывала цену на уголь, с привязкой к котировке API2 в порту Роттердам плюс стоимость доставки в Украину. Эта формула получила название "Роттердам+".

Такой же принцип до 1 августа 2020 применялся и для регулирования цен на природный газ для населения, так называемые формулы "Амстердам+" и "Дюссельдорф+".