Авиакомпании Украины весь год несут большие потери

1 декабря 2014, 09:07
Из-за девальвации и боевых действий авиаотрасль теряет пассажиров и деньги

Украинцы стали реже летать, а аэропорты сократили пассажиропоток / Фото: Александр Яремчук

Украинский рынок авиаперевозок не вышел из зоны турбулентности. По итогам 2014 г. он недосчитается нескольких авиа­компаний и минимум 30 % пассажиров. Последствия  событий конца 2013 г. в полной мере дали о себе знать уже в январе этого года. Продажи билетов по сравнению с тем же месяцем 2013‑го упали на 30 %. Февраль прошел спокойно, но девальвация, ударившая по спросу, набирала обороты, пишет "Капитал".

"К сожалению, у авиаперевозчиков тарифы на перелеты привязаны к доллару США. И если зимой "стодолларовый билет" приобретался за 800 грн, то летом — уже за 1200 грн, а сейчас он стоит 1600 грн. Поскольку зарплаты не индексировались, произошел серьезный отток пассажиров", — поясняет эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий. Многие сменили бизнес-сегмент на эконом, а те, кто летал экономклассом, и перешли на другие — более дешевые — виды транспорта.

Реклама

Аннексия Крыма и вооруженное противостояние в Донбассе ухудшило ситуацию. "С марта полностью потеряли авиасообщение с Симферополем, с мая — с Донецком. Эти два узловых аэропорта по объемам перевозок уступали только "Борисполю"", — подчеркнул Хайнацкий.

Нестабильная  ситуация в стране также не самым благоприятным образом отразилась на пассажиропотоке. По итогам января-октября 2014 г. общий пассажиропоток сократился по сравнению с тем же периодом 2013 г. на 27,2 %, до 9,41 млн человек. Соответствующий показатель на внутренних рейсах просел на 43,6 %, до 1,16 млн человек, на международных — на 24,1 %, до 8,25 млн человек.

Реклама

Графика: Капитал

Новые реалии заставили авиаперевозчиков пересмотреть стратегии. Началась повальная оптимизация бизнес-процессов: сокращение персонала, уменьшение флота, сокращение частоты полетов, пересмотр карты маршрутов. Например, компания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) сократила количество самолетов с 37 до 33, отказалась от полетов в российские Новосибирск и Екатеринбург и др., а с 1 марта отменила бесплатное питание в экономклассе на рейсах продолжительностью менее двух часов.

А "ЮТэйр-Украина" к концу года практически полностью приостановила выполнение полетов, за исключением чартерных — для туроператоров. "В этом году авиакомпания приостановила полеты в Луганск, Одессу, Львов и Харьков из‑за снижения спроса, а в Донецк — из‑за закрытия местного аэропорта", — говорил заместитель коммерческого директора "ЮТэйр" Владимир Катерный. По данным tickets.ua и аэропорта Львова, регулярные полеты между Киевом / Львовом и Москвой продолжает осуществлять материнская авиакомпания — "ЮТэйр".

Реклама

Иначе стали себя вести в Украине и иностранные авиакомпании. Полностью прекратили полеты в  страну Emirates, Alitalia, Swiss, Norwegian Air Shuttle, уменьшили количество рейсов Turkish Airlines, "Аэрофлот", Lufthansa, Air Arabia и другие.

Украинским авиаперевозчикам тяжело будет пройти зимнюю навигацию, считает замгендиректора белорусской авиа­компании "Белавиа" Игорь Чергинец. "Украинцы, скорее всего, не будут тратить деньги на отдых и поездки. Предпочтут их сэкономить. В стране ситуация сложная, курс иностранной валюты постоянно растет", — соглашается эксперт авиарынка Сергей Хижняк.

Он напоминает, что авиакомпании вошли в зимний сезон с минимальным запасом прочности. "Обычно финансирование хозяйственной деятельности в низкий сезон отчасти перекрывалось за счет высоких летних доходов. Этим летом авиакомпаниям заработать не удалось. Поэтому главным вопросом станет привлечение капитала для поддержания операционной деятельности. Это могут быть как банковские кредиты, так и реализация собственных маркетинговых мероприятий по привлечению ресурсов. Например, программы очень заблаговременного бронирования и продажи билетов", — рассказывает он.

У авиакомпаний есть только один выход — оптимизировать свои расходы для возможности пережить драматические времена, считает исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко. Каждый участник рынка выбрал свою стратегию выхода из кризиса. "В основном все наши крупные перевозчики, владеющие большими воздушными судами (МАУ, Windrose, Yanair, "Дарт", "Авиалинии Харькова"), смогли найти "подработку" за пределами Украины, тем самым обеспечив себе доход, а своему персоналу работу и сократив издержки, обусловленные содержанием "лишних" самолетов в Украине (воздушные суда передавались в лизинг с экипажами и техперсоналом)", — отметил Хайницкий.

Некоторое преимущество, полагает Чергинец, будет у тех авиакомпаний, которые смогут перевезти туристов "в лето" (например, в страны Юго-Восточной Азии) или получат подтвержденные чартерные программы. Он рекомендует украинским игрокам попробовать выйти со свободным парком на международные тендеры — например, для нужд ООН.

Участники авиарынка и эксперты едины во мнении, что по итогам текущего года пассажиропоток основательно сократится. Оптимисты прогнозируют падение на 25‑30 %, пессимисты — на все 40%. Некоторого оживления в отрасли, при самом благоприятном раскладе, можно будет ожидать только летом 2015 г.