Американским авто подписали приговор

12 декабря 2008, 17:31
Сенат не стал спасать "детройтскую тройку". Из автогигантов США теперь, возможно, выживет только Форд

Автомобили Крайслер Моторс. Фото АР

Сенат США фактически подписал смертный приговор трем американским автогигантам — General Motors (GM), Ford Co. и Chrysler LLC. Сенаторы отклонили ранее одобренный Конгрессом план оказания оказания корпорациям экстренной помощи в размере $14 млрд. Теперь "детройтская тройка" осталась один на один со всеми своими долгам и идет по прямой дороге к банкротству.

Сенаторы не поверили, что выделенные деньги хоть как-то помогут компаниям выбраться из кризиса. Не помогли даже многочисленные обращения заканчивающего свой президентский срок Джорджа Буша и новоизбранного главы Белого дома Барака Обамы, в которых они поддерживали отечественный автопром и обещали ему всяческую помощь.

Реклама

Теперь аналитики ждут нового витка кризиса американской и всей мировой экономики. "Тройка" обеспечивала работой 10% работоспособного американского населения. Сокращая или останавливая производство, компании будут увольнять людей — без работы окажется очень много народа, а значит еще больше снизится внутреннее потребление. Американские эксперты, которые уже без тени смущения называют тот же "Дженерал Моторс" банкротом, опасаются, что вслед за троицей ко дну пойдут другие автопроизводители. Например, японские концерны, которые пользуются услугами тех же, подкошенных крахом американских партнеров, производителей и поставщиков автозапчастей, электроники и металла. Упадет и потребление последнего, что грозит еще большим обвалом цен на сталь — наш основной экспортный продукт.

Уйдет ли американский автопром в небытие? Что будет с популярными автомобильными марками, которые производятся американцами?

По мнению экспертов, "детройтскую тройку" ожидает серьезная распродажа брендов, реструктуризация и снижение конкуренции на мировом авторынке. По мнению Олега Омельницкого, главы информационно-аналитической группы Auto-Consulting, три концерна находятся в разном состоянии. Не так уж плохи дела, учитывая общую депрессию в отрасли, у Форда, который планирует легко отделаться, продав популярный бренд Volvo. Хуже дела обстоят у Крайслера. Его уже два года лихорадит и чтобы как-то спастись, концерн, вероятно, продаст бренд Jeep и существенно сократит модельный ряд. Также все плохо и у "Дженерал моторс"

Реклама

"В том плане, который Дженерал Моторс подавал в сенат они не видели будущего для таких брендов как Сатурн, Сааб и они сейчас активно продают свои пакетные инвестиции в других концернах — Сузуки, Исузу и другие. Дженерал Моторс скорее всего будет концентрироваться на недорогих автомобилях, в частности гибридных и электрических", — говорит автоэксперт. Как говорит Омельницкий, компания, чтобы спастись, будет вынуждена продать один из крупных и популярных активов, например Opel или GM-Dat (Шевроле и Дэу). Некоторые марки, например сугубо американский Saturn, исчезнут вовсе, а те, что не оказывают серьезного влияния на рынок — Сааб, Кадиллак — существенно сократят производство.

Но, похоже, что из трех автогигантов выживет только один. Скорее всего, это будет Форд. Остальные обанкротятся и распродадут свои бренды. Причем некоторые из них исчезнут вовсе.

"НА ИНОМАРКАХ БУДУТ ЕЗДИТЬ СПОРТСМЕНЫ И АКТЕРЫ"

Реклама

Украинский автопром также переживает нелегкие времена. Производство на заводах замедляется, а кое-где и вовсе останавливается из-за того, что банки не дают кредиты на покупку авто, а машины не продаются. Вчера работники работники Львовского автобусного завода придя с утра на работу, обнаружили двери проходной предприятия закрытыми. По словам рабочих, начальство их заранее предупредило о том, что все сотрудники отправятся в отпуск "по собственному желанию" до 25 января 2009 года. Сокращает производство и АвтоЗАЗ ("Дэу" тоже покупают все меньше).

Но, по мнению экспертов, украинский автопром пострадает куда меньше автоимпорта. Последний в следующем году однозначно подорожает из-за роста курса доллара к гривне и возможного повышения ввозных пошлин (их активно лоббируют наши производители). "Продажи украинских авто упали на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года, но продажи иномарок — упали до 50%, — говорит Олег Назаренко, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и автодилеров. — В новых условиях покупатели обращаются к более низкому ценовому сегменту. Раньше мог взять Тойоту в кредит — теперь собранные у нас ВАЗ, Славуты, Дэу за живые деньги. Так что для наши автопроизводители в более выгодном положении, чем импортеры. Глядишь, вернутся советские времена, когда на иномарках будут ездить спортсмены и актеры, а уделом просто гражданина будет местная машина".

ШВЕДЫ ВЫЖИВАЮТ САМИ

Европейские страны взялись самостоятельно спасать подразделения американских автогигантов. Более всего повезло шведским Volvo (собственность Ford Co.) и Saab (бренд под флагом General Motors). Правительство Швеции объявило о предоставлении им финансовой помощи в размере 2,9 млрд евро. Так что, возможно, европейские автопроизводители и останутся на плаву. Со временем, между выжившими автокомпаниями распределится весь оставшийся в мире спрос на автомобили и отрасль снова пойдет в рост. Хотя число игроков будет значительно меньше, чем ныне.