"Заморозка" части ГТС оставит без работы 3 тысячи человек

23 сентября 2013, 08:33
"Укртрансгаз" сможет сэкономить миллионы долларов, говорят эксперты

Две ветки ГТС предлагают заморозить / Фото: Сергей Николаев

Часть украинской ГТС может быть законсервирована. Так, в пятницу, выступая на Ялтинском форуме YES, премьер-министр Николай Азаров заявил, что "Укртрансгаз" рассматривает возможность консервации части неработающих мощностей газотранспортной системы, пишет "Коммерсант-Украина".

Азаров отметил, что Украина готова заморозить две ветки ГТС, если такое решение будет согласовано со странами Евросоюза.

Реклама

"Система ориентирована на прокачку 150 млрд кубометров газа, и если провести модернизацию, мы сможем прокачивать и 200 млрд кубометров. Но только если это действительно необходимо,— заявил премьер.— К сожалению, за последний год объем прокачки упал в два раза. Сегодня мы используем свою ГТС где-то на 60% ее мощности".

Как рассказал советник предправления ПАО "Укртрансгаз" Константин Бородин, с 2009 года через украинскую газотранспортную систему было транспортировано на 125 млрд кубометров газа меньше, чем предполагает транзитный контракт с "Газпромом".

"Часть мощностей и прежде всего газопровод "Союз", который предназначен для транспортировки среднеазиатского газа, сегодня стоят не полностью загруженными",— отметил господин Бородин.

Реклама

Источник в "Укртрансгазе" рассказал, что консервация мощностей предполагает остановку и отключение компрессорных станций и сокращение персонала на 3 тыс. человек (всего газотранспортную систему обслуживают около 25 тыс. сотрудников). В этом случае суммарная экономия компании составит не менее $40 млн в год. В первую очередь могут быть заморожены мощности газопровода "Союз" и, возможно, часть мощностей газопровода "Прогресс".

В будущем мощности могут быть расконсервированы, и поставки газа по ГТС возобновятся, полагает собеседник в "Укртрансгазе". По его словам, сегодня потребление газа в Европе падает, и снижение объемов транзита связано именно с этим. Главные причины падения спроса — промышленный кризис в Евросоюзе на фоне роста цен на газ в мире, связанного с увеличением спроса на топливо в Японии.

"Как только появится спрос на газ на европейском рынке и его импорт вырастет, мы расконсервируем газопроводы",— говорят в "Укртрансгазе".

Реклама

Впрочем, аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров считает, что главной причиной снижения транзита стало не падение спроса в Европе, а запуск газопровода Nord Stream, через который уже транспортировано 20 млрд кубометров газа, проходившего ранее через Украину.

"Увеличение спроса на газ в Европе в будущем действительно прогнозируется, однако оно будет восполняться за счет других направлений — третьей нитки Nord Stream, South Stream, "Ямал—Европа-2", строительства LNG-терминалов",— уверен Нестеров.