В Португалии учат экономии по ТВ, а в Греции есть скидки для безработных

27 ноября 2012, 14:30
Как изменилась жизнь людей в разных странах в связи с кризисом

Реклама

Финансовая лихорадка, которая трясет до сих пор многие страны, заставила многих поумерить свои аппетиты — благодаря чему в обществе возникло много новых интересных явлений, которые мы назвали "дети кризиса".  Так, испанцы стали обмениваться услугами, создав т.н. "банки времени".  А, к примеру, в Португалии шеф-повара по телевидению учат людей готовить недорогие, но полезные блюда. Кроме того, кризис сделал многих людей добрее. В Греции в супермаркетах появились корзинки для нуждающихся, куда каждый может положить продукты. А украинцы начали платить за незнакомцев в аптеках и кафе.

НАЧАЛО: В Украине снова популярны комиссионки, а итальянцы для экономии пересели на велосипеды

ПОРТУГАЛИЯ: УЧАТСЯ ЭКОНОМИИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

Реклама

В Португалии, как и в Италии, благодаря кризису стало больше дешевых мазагинов и скидок. "Если раньше массовые распродажи проводились только зимой и летом, то сейчас их стали организовывать чаще, — рассказывает Павел, живущий в этой стране. — Также открылось много китайских магазинов с дешевыми товарами. Кризис принес новинки и в сферу туризма. Люди стали меньше ездить на авто, чтобы не тратиться на бензин, поэтому сейчас появилось много пеших и велосипедных туров".

Чтобы помочь тем португальцам, которые переживают не лучшие времена, в стране стало проводится больше благотворительных акций. "Например, в супермаркетах теперь часто можно увидеть волонтеров, которые раздают всем желающим специальные пакеты и список того, что они должны купить и положить туда. Как правило, это консервы, крупы, печенье и т.д. Собранные продукты передаются в т.н. "банк еды", то есть огромные склады, или же в другие благотворительные организации. А затем их раздают нуждающимся португальцам", — рассказывает жительница Португалии Юлия. При этом, как отмечает девушка, людей, которые хотят помочь, становится все больше.

Впрочем, португальцы делают добро не только в супермаркетах. Например, в некоторых городах добровольно стали объединяться специалисты, чтобы раздавать бесплатные профессиональные консультации. "Чаще всего объединяются юристы, потому что их советы очень нужны сейчас, ведь у многих португальцев проблемы с выплатой кредитов", — рассказывает Павел. Дают полезные советы и на местном ТВ. "Например, рассказывают, как экономить воду и электричество. Также шеф-повара показывают, как приготовить  недорогие, но вкусные блюда"", — говорит Юлия.

Реклама

ИСПАНИЯ: ВКЛАДЫВАЮТ ВРЕМЯ В БАНК

В этой стране из-за кризиса люди начали активно обмениваться услугами друг с другом. Для этого они создали т.н. "банки времени", которые существуют сейчас во многих испанских городах (причем многие из них имеют поддержку горадминистраций). "Клиенты этих банков расплачиваются своим временем, оказывая друг другу различные услуги. Например, за английский платят уборкой квартиры. Чем больше услуг оказывает человек, тем больше у него времени на счету, которым он может платить другим за их услуги", — рассказывает Ольга, живущая в Испании.

БАРТЕР. Обмениваются жители этой страны не только услугами. Например, в испанском интернете появился сайт, где люди, у которых есть свободная земля, могут найти тех, у кого ее нет, но они очень хотели бы выращивать что-нибудь. Они дают ею пользоваться в обмен на часть урожая. Также во многих городах организовываются рынки, куда можно принести все, что не нужно, чтобы этим поменяться. По словам Ольги, из-за кризиса в особенности популярны стали книжные обмены среди испанских родителей накануне начала учебного года. Впрочем, появились даже такие места, где можно взять любую приглянувшуюся книжку бесплатно, без всякого обмена. Например, такой бесплатный магазин открылся в Барселоне.

АФРИКА У СОСЕДА. И вообще, по словам другого жителя Испании Константина, людей всячески стимулируют помогать друг другу. "Например, в Валенсии, где я живу, часто можно увидеть плакаты с изображением плачущего ребенка с тарелкой в руке и надписью — "Африка может быть у твоего соседа". Да, раньше все активно помогали странам третьего мира, а сейчас самим испанцам нужна помощь, — рассказывает Константин. — И это действует. Например, у многих моих друзей уже стало своего рода традицией — раз в месяц относить продукты в специальный пункт, откуда потом их передадут нуждающимся".

ФРАНЦИЯ: ПОДДЕРЖИВАЮТ ФЕРМЕРОВ И ВЯЖУТ

С наступлением кризиса, по словам Катерины Оливье, живущей в Лионе, многие французы объявили войну лишним тратам. "Например, они все реже выкидывают порвавшуюся одежду или сломанную технику — отдают их в ателье или ремонтные мастерские. Для парижан даже выпустили гид по таким местам. А чтобы избавиться от старых вещей, французы стали регистрироваться на сайтах, где обмениваются всем этим, отдают бесплатно друг другу или продают, но очень дешево", — рассказывает Катерина. Также, по ее словам, начали появляться сайты, на которых можно за небольшую плату арендовать все что угодно: авто, мебель, технику, одежду, игрушки и даже домашних животных.

РУКОДЕЛЬНИКИ. Еще французы активно начали учиться разным видам хенд-мейда, чтобы самостоятельно создавать аксессуары для дома и гардероба. "Количество мест, где можно всему этому научиться, и тематических блогов — выросло в разы. Например, среди французских девушек очень популярно сейчас вязание", — рассказывает Катерина. И даже ремонт французы учатся делать самостоятельно.

В некоторых городах появились места, куда можно прийти и за небольшую плату выполнить какую-то несложную работу, связанную с ремонтом, чтобы не платить за это специалисту и не покупать инструменты. "Например, отрезать кусок фанеры. А если кто-то не умеет что-то делать, то там его за символическую плату этому научат", — продолжает свой рассказ женщина. Принялись французы активно поддерживать и местных производителей. Так и появились во Франции точки продаж т.н. "корзинок свежести". "Все просто: приходите на местный вокзал и покупаете готовый продуктовый набор. Это красочный пакет со свежими сезонными овощами и фруктами, которые привозят местные фермеры. Некоторые из них даже рецепты туда вкладывают. Это недорого, потому что без посредников", — рассказывает другая жительница Франции, Елена Дюбуа.

ГРЕЦИЯ: СКИДКИ ДЛЯ БЕЗРАБОТНЫХ

В Греции из-за кризиса тоже появилось больше бесплатных или просто выгодных предложений. "Например, сейчас многие мобильные операторы начали сотрудничать с кинотеатрами, театрами, ресторанами и т.д. Они предлагают своим абонентам отправить смс за 1 евро, и те в ответ получают код. Его нужно предъявить в том или ином месте, чтобы получить, например, второй билет бесплатно, — рассказывает Эллина Сидорова, живущая в Афинах. — Также во многих местах появились скидки для официально безработных, то есть тех, у кого есть карта безработного. А еще местные власти в сотрудничестве с благотворительными организациями  и частные медцентры стали устраивать дни бесплатных анализов или обследований. Можно, к примеру, прийти и сдать кровь, чтобы проверить уровень сахара. Раньше такое тоже было, но намного меньше. К тому же греки этим особо не пользовались. Сейчас же для них это более актуально". 

К слову, из-за сокращения доходов их желание получить что-то дешевле привело к возникновению сайтов, которые собирают информацию об акциях или же продают скидочные купоны. "А сами греки начали намного чаще помогать друг другу. В соцсетях сейчас создаются сообщества людей, которые договариваются о помощи нуждающимся. Например, в супермаркетах есть корзинки, которые можно наполнить продуктами для них", — отмечает девушка.