Украина скатывается в "бензиновый" кризис – эксперт

26 октября 2012, 12:48
Отечественные заводы делают некачественное топливо, а потому закрываются один за другим, говорит специалист

Украина делает некачественный бензин. Фото: CBS

На сегодняшний день в Украине наблюдается глубокий кризис нефтепереработки. Главные недостатки украинского бензина – качество. Об это рассказала директор сети АЗС "Параллель" Елена Хилиенко, пишет Forbes.

Главное требование к топливу в Европе – низкое содержание вредных веществ. В первую очередь – серы. Для того чтобы контролировать производителей, был разработан специальный экологический стандарт – "Евро", который в ЕС постоянно повышается. Например, в 1992 г. в европейских странах действовал самый низкий стандарт – Евро-1, допускавший содержание серы в топливе до 0,1%. Сегодня нефтепродукты, поставляемые на европейский рынок, должны соответствовать стандарту Евро-5, требование по содержанию серы в котором стало жестче в 100 раз (допускаемая норма – 0,001%). Украина же просто не может экспортировать свое топливо, так как оно не отвечает этим стандартам.

Реклама

Так, по словам эксперта, в Украине из шести НПЗ два западноукраинских предприятия – Надворнянский и Дрогобычский НПЗ – в силах выдать на-гора лишь Евро-2. Но в январе-сентябре 2012 г. они сырье вообще не перерабатывали. Херсонский НПЗ не работает с 2005 г.

"Теоретически, нефтепродукты стандарта Евро-4 способны выпускать три завода: Одесский, Лисичанский и Кременчугский. Но НПЗ в Лисичанске остановлен в марте нынешнего года. Одесский НПЗ простаивает с ноября 2010 г." – отмечает Хилиенко.

Сегодня работает только один сравнительно современный завод – в Кременчугe, рассказала специалист. Но обслуживает он только "свои", "родственные" (группе "Приват". – Forbes.ua) АЗС, а остаток отправляет не на внутренний рынок, а на экспорт. Шебелинский ГПЗ работает, но производит только 76-й бензин.

Реклама

Предприятий, которые могут производить топливо стандарта Евро-5, в Украине не существует.

"Мы, к примеру, уже более 10 лет закупаем преимущественно топливо производства Литвы, Беларуси, иногда – Румынии. Причина одна – качество. К сожалению, как десятилетие назад, так и сейчас, только импортные бензины отвечают всем современным евростандартам", – пояснила Хилиенко.

По мнению эксперта, единственный для украинской нефтеперерабатывающей отрасли выход из глубокого кризиса – модернизация заводов и вывод их на рынок с уже качественным топливом, соответствующим современным евростандартам.