Стал известен банк, который может обанкротиться вслед за "Таврикой"

10 апреля 2013, 08:02
Люди жалуются, что уже несколько месяцев не могут забрать свои вклады

«Даниэль». Банк отрицает проблемы, но вкладчики пишут гневные письма в НБУ. / Фото: Сергей Николаев

К числу проблемных банков, судя по всему, добавился еще один — "Даниэль". В редакцию обратились люди, которые вот уже несколько месяцев не могут забрать ни свои вклады, ни получить проценты по депозитам. "Сотрудники банка рассказывают басни о бедственном положении банка, предлагают продлить срок вкладов, — рассказал "Сегодня" один из вкладчиков "Даниэля", Вячеслав Витко. — 7 декабря 2012 года мы с женой открыли депозитный счет в банке "Даниэль", на который положили все наши сбережения. И по истечении срока вклада банк не вернул нам деньги. Уже более 2 месяцев мы напрасно обиваем пороги банка, пишем письма руководству и НБУ. У меня и других обманутых вкладчиков остается последняя надежда — на суд". В начале этого года банк "Даниэль" признал, что у него есть проблемы с ликвидностью, в связи с чем он привлек стабилизационный кредит от НБУ на несколько десятков миллионов гривен и подписал с ним индивидуальный договор о финансовом оздоровлении. Но, как утверждает Витко, полученные от НБУ средства руководство потратило на возврат вкладов своим родственникам и вип-клиентам. При этом банк продолжает предлагать программы по вкладам под большие проценты: например, в гривне по вкладу на 4 месяца обещает заплатить 25,3% годовых (при средней ставке в 18,6% годовых). В самом банке, впрочем, нас заверили, что отдают депозиты вовремя: "Проценты по депозитам платятся в полном объеме и в срок. Информации о задержках у нас нет", — сказали нам в "Даниэле". В пресс-службе НБУ "Сегодня" заверили, что о ситуации с банком "Даниэль" осведомлены, но пока определяются, что делать дальше: "Мы держим ситуацию на контроле".

УХОДЯТ ИЗ СТРАНЫ. Несмотря на ситуацию с "Таврикой" и "Даниэль", в целом НБУ оценивает ситуацию на банковском рынке как стабильную. Однако не может остаться незамеченной тенденция ухода иностранных банков из страны: так, экономисты прогнозируют, что в течении двух лет рынок покинут "дочки" греческих и кипрских банков, к продаже готовится "дочка" шведского банка "Сведбанк", о чем они уже заявили на своем официальном сайте. "В этой тенденции не вижу ничего страшного, — сказал нам экономический эксперт Николай Ивченко. — В экономике вакуума не бывает, потому место этих банков займут российские и украинские банки. Уход банков связан с финансовыми проблемами в их странах, а также с тем, что в экономике Украины достаточно медленный рост, и в последние годы банки понесли в основном убытки. Они понимают, что много денег здесь не заработают, и им надо искать более динамичные рынки. Но через 3—5 лет ситуация изменится, и они могут вернуться". "Они закрывают свои дочерние структуры не только в Украине, но и в Польше, Чехии и других странах Европы", — говорит эксперт Александр Жолудь.

Реклама

НЕ СТРАШНО. Украинским вклад­чикам не стоит бояться того, что их депозиты в этих банках пропадут, заверяет Ивченко: "Банки не закроют, а просто продадут украинским и российским инвесторам, и для вкладчика сменится только вывеска, будет другой банк, но те же вклады. В целом ситуация на банковском рынке стабильна, прибыль у банков есть, хоть и небольшая, депозиты более-менее надежны. Да и у людей нет особой альтернативы, куда нести деньги. Страховой и фондовый рынки слаборазвиты, потому они продолжат хранить вклады в банках". "На вкладчиков уход иностранных банков и отдельные проблемы украинских банков не должны повлиять. Однако проблемы "Таврики" или "Даниэля" могут испугать их. Чем больше они слышат, что какой-то банк лопнул, тем чаще решают хранить деньги под матрасом, — говорит Жолудь. — Но проблемы на рынке определенно есть, например, некоторые кредиты, выданные до кризиса, им так и не выплатили. Однако такие проблемы банки не обвалят".

Круг замкнулся

Если в случае возникновения проблем с банками у вкладчиков есть возможность пожаловаться в НБУ, то хуже обстоят дела с кредитными союзами. Те разваливаются, и часто вкладчикам ничего не удается вернуть. Например один такой союз при распаде переложил свои долговые обязательства перед вкладчиками на своих же должников. И теперь бывшие вкладчики судятся с бывшими должниками. "Сами суды идут успешно, но если б я судился с самой группой, то результат бы был нулевым: в течение судебного разбирательства у нее, как мне рассказывал мой адвокат, оказывается 5 компов, 6 стульев и 2 телефона, которые она с удовольствием отдает. Я сужусь с людьми", — говорит бывший вкладчик Михаил.