Реформа "Укравтодора" не спасет украинские дороги – эксперт

14 марта 2013, 09:28
Нужно лишить госслужбу финансовых полномочий, считают специалисты

Эксперты считают, что "дорожная" реформа не сразу принесет плоды. Фото: oblvesti.ru

"Укравтодор" нужно освободить от полномочий брать и отдавать кредиты, говорят эксперты комментируя грядующую "дорожную" реформу, пишет Коммерсант-Украина.

Выплаты по процентам достигают таких масштабов, что на основную деятельность у госслужбы уже нет средств, говорят специалисты.

Реклама

В этом году на выплату процентов по взятым ранее займам "Укравтодора" из спецфонда госбюджета будет направлено 8,4 млрд грн. При этом всего на нужды ведомства планируют выделить 13,65 млрд грн. В 2012 году из 9,4 млрд грн на выплату процентов было направлено 5,7 млрд грн. А согласно программе развития автодорог до 2018 года, ежегодно госслужбе требуется 50 млрд грн финансирования.

Реформировать "Укравтодор" нужно, считает координатор реформы транспортной отрасли координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава: сейчас госслужба привлекает финансирование, проводит тендеры, ремонтирует дороги через подконтрольную ей ГАК "Автомобильные дороги Украины", а также контролирует качество выполненных работ и финансирование.

"Это создает конфликт интересов. Кроме того, местные власти должны получить возможность самостоятельно принимать решения о приоритетности той или иной дороги местного значения. Сейчас это делается централизованно из Киева — и делается неэффективно. На месте виднее, какая из дорог нуждается в срочном финансировании",— добавляет Кава.

Реклама

Но реформа "Укравтодора" напрямую не отразится на качестве дорог, уверен эксперт. "Эффект от этого ожидается в долгосрочной перспективе",— считает Кава.

Читайте также: Ямы на дорогах "съедают" по 4% ВВП в год – Азаров

Ведущий советник украинского представительства одного из крупнейших кредиторов "Укравтодора" — Европейского банка реконструкции и развития — Антон Усов предполагает, что разграничение функций "Укравтодора" и Мининфраструктуры может стать первым шагом к корпоратизации госслужбы. Именно по такому пути пошла "Укрзализныця".

Реклама

"Это самый верный путь. Финансовым институтам гораздо проще иметь дело с понятной прозрачной компанией, а не с госслужбой. Но реформа структуры, которая работала в таком режиме десятилетиями, очень длительный процесс. Нужно, чтобы ее поддержали и не блокировали на всех уровнях",— добавил Усов.