Пять типов неадекватных водителей и способы с ними справиться

21 сентября 2012, 12:40
Как не превратиться за рулем в "козла", "барана", "оленя" и "коня"

Как не поддаться на провокации на дороге

За рулем люди меняются. Увы, не всегда в лучшую сторону. Ситуация, на которую "в быту" просто не обратишь внимания, человека в машине может легко вывести из себя и он начнет вести себя неадекватно. Например, кому придет в голову гнаться за прохожим за то, что он опередил на пути к турникету в метро? При этом "нормальным" считается догнать и опередить соседа по потоку после того, как он первым доехал до светофора. А еще круче — обогнать, перестроиться в его ряд и дать по тормозам! Часто доходит и до словесных перепалок — водители награждают друг друга обидными прозвищами животных из отряда парнокопытных. Увы, нередко излишняя эмоциональность приводит к ДТП, вплоть до серьезных аварий. "Сегодня" узнала, как не поддаваться на провокации и не раздражать других.

ВОДИТЕЛИ-НЕАДЕКВАТЫ: ПЯТЬ ТИПОВ

Реклама

Психологи делят людей по темпераменту на различные типы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. У водителей — собственная классификация. Она основана на наблюдении за животными: ослами, баранами, козлами, конями и оленями. И хотя под ней нет никакой научной основы, годы наблюдений доказывают, что сравнение более чем точное.

Сделаем важную оговорку: ошибиться и услышать о себе что-то обидное на дороге (часто заслуженно) может каждый из нас. Поэтому сравнения стоит воспринимать с юмором, но на дороге быть крайне внимательным.

"БАРАН": ДУМАЕТ ЛИШЬ О СЕБЕ

Реклама

Водитель-"баран" трактует правила дорожного движения всегда в свою пользу, искренне считает, что на дороге он самый главный, и стремится всем это доказать. К примеру, если на перекрестке автомобиль не успел закончить маневр из-за тянучки, "баран" в лучшем случае начнет истерично жать на клаксон (как будто автомобиль-помеха от этого растворится в туманной дымке), в худшем — принципиально въедет в бок (он же ехал на "зеленый"!). Но в следующий раз в точно такой же ситуации оказывается и он — в час пик застрять на перекрестке немудрено. В этом случае в ответ на замечание он устроит скандал и будет цитировать п. 16.8. ПДД (водитель обязан завершить маневр при любом сигнале светофора).

Как бороться. В спор вступать бесполезно — проще уехать. Обычно "баран" попадает в ДТП с началом осени и всю зиму чинит машину.

"КОЗЕЛ": ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЕТ ЗДРАВОМЫСЛИЕ ДРУГИХ ВОДИТЕЛЕЙ

Реклама

Водитель-козел — эгоист, который эксплуатирует естественные человеческие реакции — боязнь потерять время, нервы, деньги, здоровье в результате ДТП. Например, выезжая на встречку, "козел" всегда думает, что "дорога хоть и двухполосная, но три легковушки разъедутся, встречные подвинутся — ну не будут же они меня в лоб таранить?! Я же спешу больше всех, ждать просто не в состоянии".

Как бороться. Никак. Дешевле всего уступить "козлу", хоть он и 200 раз неправ.

"ОСЕЛ": СОВЕРШАЕТ ГЛУПЫЕ ПОСТУПКИ

Этот тип водителей всегда в своих действиях руководствуется инстинктами, а не логикой. При плотном движении он всегда движется в крайней левой полосе и сигналит всем дальним светом с просьбой уступить. Миновав 3—4 машины он, по неизвестной причине, перестраивается во второй ряд, а на светофоре стоит рядом с теми, кого он согнал из крайнего левого. Затем стартует быстрее всех, 400—500 метров проезжает на высокой скорости и снова застревает у светофора, ожидая, пока к нему не подкатятся водители, которых он обогнал несколько минут назад. Через 3—4 перекрестка он понимает, что в глазах других водителей выглядит неадекватом, и чтобы от них уехать, решается на отчаянный шаг — проезжает на красный.

Как бороться. Уступить дорогу, когда мигают тебе, а потом, подкатившись к перекрестку, слегка пару раз мигнуть стоящему на светофоре "ослу".

"КОНЬ": ОЧЕНЬ ЛИХО "СКАЧЕТ" МЕЖДУ РЯДАМИ И МАШИНАМИ

Этот тип водителей является самым опасным для окружающих. Эпитет "конь" к ним применяют по той причине, что они очень часто  непредсказуемо меняют полосы движения — скачут, словно шахматный конь по доске. Второе распространенное название — игрок в шашки (шашист). Такие водители искренне убеждены в том, что они доедут до дома намного быстрее, но на практике выиграть в тянучке более 3—5 минут невозможно.

Как бороться. Сбавить скорость, чтобы позволить коню-шашисту оторваться от вас. Скорее всего, вы его все равно обгоните, когда он будет стоять на аварийке: обычно "игра в шахматы" на дороге приводит к ДТП.

"ОЛЕНЬ": ЗАПАРКОВАВШИСЬ, СОЗДАЕТ СЛОЖНОСТИ ДРУГИМ

Вы вышли во двор и увидели, что ваша машина наглухо заблокирована другим автомобилем. Знайте: вы столкнулись с "оленем". Еще они просто обожают ставить машину на проезде, на повороте, в конце спуска, закрывать ворота в гараж. А особые "специалисты" еще и наглухо перекрывают проход пешеходам.

Самые безобидные "олени" просто ставят машину настолько близко к соседней, что вы можете проникнуть на водительское место лишь через пассажирскую дверь. Еще любимое дело — стать очень близко к вашей машине и поцарапать ее дверью во время открытия.

Как бороться. Спустить одно (!) колесо.

ПОЧЕМУ СТАНОВЯТСЯ ПСИХАМИ

Психотерапевт Татьяна Назаренко, к которой мы обратились за консультацией, отметила, что водитель за рулем находится в состоянии обострения психоэмоциональной сферы. На простом языке это означает, что психами являются все вокруг, поэтому, находясь за рулем, лучше не дергаться и не дергать других. Увы, не все это понимают. Вот и начинаются гонки, подставы и мордобой.

"На состояние водителя влияет ощущение анонимности, защищенности и сверхвозможностей, которые дарит мощный мотор, — говорит технический директор одной из столичных школ повышения водительского мастерства Леонид Шубин. — Но, как правило, чем опытнее водитель, чем больше он понимает, что эта "защита" является очень хрупкой, тем спокойнее он за рулем, тем меньше поддается на провокации. Очень опасно, когда хамство за рулем перерастает в норму — тогда даже опытные водители забывают про здравый смысл".

На глазах автора этих срок один раз произошла нелепая авария, когда таксист (как потом выяснилось, водитель с 20-летним опытом) решил по привычке наказать водителя грузовика и резко дал по тормозам в его ряду. Сорокатонную фуру сложно остановить моментально. Об этом принципиальный таксист раздумывал уже в больнице...

Интересно, что проблема неадекватного поведения за рулем характерна не только для стран бывшего СССР. Так, по оценкам американского Национального бюро по безопасности на дорогах, агрессивное поведение водителей в США становится причиной почти 28 тыс. несчастных случаев в год. Более половины автомобилистов страны раздражаются при попытках их обогнать. Каждый второй рассерженный водитель либо пресекает эти попытки, либо стремится наказать "обидчиков".

Приведем психологический портрет из американского исследования: "молодые, малообразованные мужчины, ищущие острых ощущений". Но в нашей стране неуравновешенный водитель может быть любого возраста, социального статуса и уровня образования — просто у нас "так принято". Кстати, по числу ДТП на душу населения мы занимаем лидирующие позиции в мире. Наверняка связь есть.