На украинские дороги тратят 3% бюджетных денег

18 сентября 2013, 13:16
Нагрузка на украинские дороги постоянно растет, а суммы на их поддержание меняются слабо.

На дороги не хватает денег / Фото: Юрий Кузнецов

После "снежного коллапса", произошедшего  в марте  этого года, вопрос о состоянии украинских дорог стал особенно острым. Его прочувствовали все, начиная от обычных водителей, вынужденных ремонтировать автомобили после попадания в гигантские ямы, заканчивая чиновниками, катастрофически не успевающими эти самые ямы ликвидировать.

Логичным аргументом в данной ситуации стала нехватка средств на ремонт и реконструкцию дорог. По данным, собранным Фондом "Эффективное Управление", начиная с 2008 года на дорожное хозяйство из бюджета Украины выделялось в среднем 3-4%. Скажем, в прошлом году этот показатель составил 3,2% или 15,6 млрд грн. Для сравнения, в предыдущие годы государственных средств на дороги было выделено 17 млрд грн в 2011-м и 11,5 млрд грн в 2010-м году.

Реклама

Достаточно ли этих сумм для поддержания инфраструктуры в нормальном состоянии и может ли Украина вообще позволить себе нормальные качественные дороги?  В Германии один километр дороги стоит в шесть раз дороже, чем в Украине, приводит пример Руслан Крамаренко. Потому главным остается вопрос стоимости качества. "Украинские дороги не видели капитального ремонта с 1980 года, это не было в приоритете, и на это не было денег", – пишет он, отвечая в своей колонке на вопрос, в самом ли деле хорошие дороги – это дорогое удовольствие для Украины.

Тему, столь актуальную для нашего населения, решил вынести на всеобщее обсуждение Фонд "Эффективное управление", посвятив ей очередную сессию дебатов. Мероприятие состоится в Киеве 26 сентября.

Не поддерживаете мнение эксперта? У Вас есть возможность высказать свою точку зрения на сайте дебатов – debaty.org

Реклама

По качеству дорог Украина и в самом деле пасет задних. Скажем, по данным Всемирного Экономического Форума (ВЭФ), в 2013 году Украина по данному критерию занимает 144 позицию из 148. Для сравнения, Польша на 105, Турция на 44 месте.

Может ли Украина позволить себе качественные дороги? Голосуйте и высказывайте свое мнение на нашем сайте

Хорошими дорогами могут похвастать даже не самые богатые страны. "Качество дорог никак напрямую не зависит от бедности или богатства страны. Самый большой прогресс в дорожном строительстве за последние годы показал бедный Таджикистан. Небогатый Китай за последние десятилетия сумел построить десятки тысяч километров автобанов. А вот Россия, несмотря на все свои баснословные богатства, как была, так и осталась страной без дорог", – считает народный депутат Николай Катеринчук. По его мнению, главный вопрос в распределении средств.

Реклама

Читайте также: Качество дорог не зависит от богатства страны – эксперт

На фоне скромного финансирования и сокращения показателя выполнения планов (скажем, если в 2007 план по дорогам был выполнен на 97%, то в 2011 на 89%, а в 2012 на 84%), пользование дорогами в Украине постоянно растет.  Компании все чаще используют автомобильный транспорт для перевозки грузов. Постоянно растут и пассажирские автоперевозки. Еще десять лет назад, по данным фонда, автобусами пользовались 3,297 млн человек. В 2008 году этот показатель вырос почти на миллион.

В целом, нагрузка на дороги в Украине сравнима с нагрузкой в странах Европы. Если у нас на 1 км автопути приходится 46,7 авто, то в Польше – 50. В Финляндии и Франции и того меньше – 42 и 37 соответственно.

Решение относительно того, как выйти из этого замкнутого круга, постараются найти участники дебатов, организованных Фондом "Эффективное управление". Во время мероприятия, которое пройдет 26 сентября в Киеве, за то что Украина слишком бедная для качественных дорог, выступят Саймон Диксон, партнер компании "Делойт" и Сергей Вовк, Директор Центра транспортных стратегий. Против утверждения, что качественные дороги – слишком дорогое удовольствие для Украины, выступят Евгений Прусенко, Глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины и доктор Андрас Тимар, Профессор Будапештского университета технологий и экономики.