Мелкий бизнес по-украински: секреты успеха

21 сентября 2012, 10:16
На кондитерскую сбрасывались всем миром, а свадебные платья из села идут на экспорт

Арт-кондитерская. Крымчанин организовал школу юного кондитера, где дети за 40 грн рисуют шоколадом

В Украине зарегистрировано более 4 млн частных фирм. Их судьбы складываются по-разному, кто-то прогорает, не выдержав конкуренции, а кто-то постепенно развивается и становится успешными. Мы нашли людей, которые не побоялись рискнуть создать свой бизнес даже в кризис и смогли не только остаться на плаву, но и достичь успехов. Многим на старте помогали друзья: крымчанину на кондитерскую сбрасывались деньгами, а виноделу бесплатно помогали сажать и ухаживать за виноградом. Львовянин же, в целях экономии, привлек к делу всю семью.

Кстати, в Госпредпринимательства говорят, что есть тенденция к увеличению частных предприятий — за прошлый год их стало на 20% больше. "Наш бизнес не должен ждать от правительства идеальных для них условий, а действовать по западному примеру, когда бизнесмены собираются в ассоциации, разрабатывают и предлагают свои условия, которые бы им помогали развиваться, — говорит первый зам службы Александр Потимков. — Также ввести омбудсмена по бизнесу, который бы защищал права частников, как это делают в западных странах".

Реклама

Самая большая проблема, по словам наших героев, — бумажная волокита, с которой приходится сталкиваться на старте. Порой на оформление бумажек уходит целый год, а еще постоянные проверки СЭС, пожарных... "Мы работаем над тем, чтобы упростить ведение бизнеса. К примеру, чтобы все контролирующие инстанции — СЭС, пожарная служба и пр. — приходили в один день и проверки не растягивались на месяцы", — говорит Потимков. А насчет разрешительных бумажек, которых нужно больше 100, то власти обещают, что вскоре сократят их количество вдвое.

КОНДИТЕРЫ: АРТ-ТОРТЫ И СЛАДКИЕ УРОКИ

Кондитерский бизнес среди частных предпринимателей — один из самых популярных. В Симферополе, к примеру, уже три года существует арт-кондитерская, в которой работают всего три человека. Как рассказал нам владелец кондитерской Николай Попов, на бизнес сбросились его друзья. "Я работал кондитером на разных предприятиях, и меня даже хотели переманить в Армению, но я всегда мечтал о своем деле. Я ведь потомственный повар, с детства хотел создавать свои сладости, — рассказывает Попов. — Признаюсь, было страшно начинать свой бизнес, знакомые тоже пугали: мол, наделаешь долгов и прогоришь. Но это только подстегнуло меня рискнуть. Вопрос с кредитом в банке сам собой отпал, так как не было ничего, чтобы заложить, к примеру, квартиру или дом. Благо, что у меня хорошие друзья, они поверили в меня и скинулись, кто сколько смог. Суммы в 200 тыс. грн хватило, чтобы купить первое оборудование и арендовать помещение. Деньги, кстати, я до сих пор отдаю".

Реклама

Николай говорит, что был период, когда опускались руки от бесконечных походов по разным инстанциям, чтобы получить разрешения у пожарной и санитарно-эпидемиологической служб, свидетельства об открытии бизнеса в налоговой и пр. Когда закончилась вереница бесконечных справок и бланков, наш герой понял, что самое сложное позади. К счастью, Николая, как кондитера, хорошо знали в городе. Поэтому кондитерскую назвал в честь себя, а это лучшая реклама. Еще при ней открыл кафе.

В кондитерской работают, кроме Николая, всего два человека (его мама и друг). За день им удается приготовить 20 тортов, не считая шоколада, пирожных и прочих вкусностей.

"Рабочий день начинается в 5—6 утра, чтобы успеть испечь торты на заказ до прихода клиентов. В 9 утра открывается кафе, — говорит Николай. — Чтобы раскрутить бизнес, решил воспользоваться "сарафанным радио", чтобы люди сами заговорили о моих сладостях. К примеру, два года назад открыл школу юного кондитера. Приходят дети, мы их учим рисовать шоколадом и делать сладости из марципана, которые они потом забирают с собой. К нам приводят целые классы из школы. Одно такое занятие стоит всего 40 гривен с человека. Прибыли от сладких уроков практически никакой, все деньги идут на покупку марципана, шоколада и другие ингредиентов. Но это отличная реклама, так как потом люди рассказывают о нас друзьям. Появилось много постоянных клиентов, которым мы пекли торт на свадьбы, а потом они заказывают у нас сладости на дни рождения своих детей".

Реклама

Как признается нам Николай, он не стремится, чтобы его бизнес разросся в целую сеть: "Я хочу работать для удовольствия. А если размножать кондитерские, то я превращусь в обычного менеджера, а печь торты и придумывать новые рецепты у меня не будет времени".

НА ДОМУ. Вскоре Попова может догнать киевлянка Евгения Пацера. Ее бизнесу всего 2 года — она организовала мини-кондитерскую у себя дома и пока совмещает с постоянной работой в колл-центре. "Сначала делала лакомства для друзей и близких, но потом появились другие заказы. Я все делаю сама, никто не помогает, — делится с нами девушка. — Делаю торты для свадеб, корпоративов, дней рождения и других праздников. Могу сделать торт в виде гитары, чайника, замка, денежного мешка, что душе угодно". Продает Женя торты по 120 грн за1 кг, но, по ее словам, отзывы народ оставляет восторженные. "Я стремлюсь к тому, чтобы арендовать помещение и открыть свою кафе-кондитерскую, чтобы заниматься только любимым делом. Уже сейчас мои усилия окупаются — есть стабильная прибыль не меньше 3 тыс. гривен", — сказала нам Евгения.

 

ШЬЮТ ДЛЯ НЕВЕСТ ИЗ РОССИИ И ЯПОНИИ


Для невест. В месяц могут сшить 300 подвенечных платьев

Шить подвенечные платься на заказ — бизнес не из легких. С одной стороны, спрос будет всегда, с другой — угодить капризным невестам очень сложно. Впрочем, у некоторых украинцев этот бизнес развивается весьма неплохо, даже производят платья на экспорт. К примеру, в селе Волока Черновицкой области семья предпринимателя Сорина Павленко одевает и украинских невест, и российских, и немецких, и даже японских. Как рассказал нам бизнесмен, покупателя он завоевывает ценой и тем, что в его платьях есть элементы известных мировых брендов. 

"В середине 2000-х годов, когда стартовал наш бизнес, было только три человека, которые шили платья. Все они работали у себя дома. Позже у нас появился свой мини-цех, в котором были уже около двух десятков швей, — рассказал нам Павленко. — Но после кризиса работниц стало меньше — 12 человек, которые зарегистрированы предпринимателями. В месяц мы производим около 300—400 платьев, но сейчас сезон закончился, и девушки в ноябре и декабре будут в отпуске. В целом бизнес выгодный, но сезонный. Больше всего заказов летом, потом наступает затишье.

Говорить о какой-то стандартной цене для платья сложно, ведь ткани стоят по-разному. Мы занимаемся оптовой продажей, цена платья — от $100 до $350, а каждый свадебный салон уже выставляет свою. Работаем в основном для российского рынка, были две поставки на Японию, небольшая партия была продана в Германию. Что касается всевозможных проверок со стороны инспекций, то работать можно, пока терпимо". По словам Павленко, за сезон их фирма зарабатывает более 250 000 гривен, из них где-то половина уходит на зарплату работникам и обновление производства.

Продолжение истории читайте на нашем сайте в ближайшее время