Кому нужна украинская ГТС и почему к нам не спешат инвесторы

20 марта 2013, 07:40
Эксперты и бизнесмены рассказали, как они видят развитие энергетического сектора Украины.

Украинской энергетике нужны миллиарды инвестиций. Фото mnk.org.ua

Кто больше всех сделал для энергонезависимости Украины, почему нельзя запустить генерирующие мощности в полную силу и нужна ли будет наша ГТС через несколько лет, обсудили ведущие эксперты и представители бизнеса на международной конференции в Вене "Украина – взгляд изнутри: Будущая роль в энергетической безопасности Европы". Мероприятие организовал Фонд "Эффективное управление" в партнерстве с британским изданием The Economist.

Потенциал большой, а инвестора не видно

Реклама

Одна из основных проблем украинской энергетики, как, впрочем, и многих других сфер экономики – непрозрачное регулирование рынка. "Любому инвестору нужна стабильная ситуация и четкие правила игры", – говорит Максим Тимченко, генеральный директор крупнейшей частной вертикально-интегрированной энергетической компании Украины ДТЭК. "При хорошем потенциале нашей индустрии инвесторы не стоят в очереди, чтобы вложить деньги в этот сектор", – напомнил он.

О проблеме правил игры на украинском рынке говорят и в Европе. По мнению генерального секретаря Секретариата Энергетической хартии Урбана Руснака, регулирование инвестиционного климата и предсказуемость внутренней регуляторной системы являются одними из основных факторов, которые влияют на приток инвестиций в страну.

"Главное препятствие (на пути к европейским нормам) – это не Юлия Тимошенко, а отсутствие регуляторных и законодательных рамок, начиная от прав собственности, которые бы помогали развитию экономики и работали во благо страны", – уверен Джеймс Шерр, старший научный сотрудник Chatham House.

Реклама

При этом он считает, что для развития энергетики Виктор Янукович сделал больше своих предшественников. О положительных тенденциях по реформированию отрасли говорит и Максим Тимченко. "За последние два года в плане реформ было сделано намного больше, чем за предыдущие 10 лет. Политическая воля есть. Однако люди, которые внедряют реформы, либо недостаточно профессиональны, либо недостаточно преданны этому делу", – считает он.

Нужен стимул

Чтобы отказаться от дорогого российского газа и не вступать в новые топливные войны перед отопительным сезоном, Украине нужен стимул для повышения энергоэффективности. "Ключевым моментом должно быть создание спроса на энергоэффективные технологии в Украине. Правительство должно на этом сосредоточиться, что бы ни планировалось дальше", – заявил  генеральный секретарь Секретариата Энергетической хартии Урбан Руснак.

Реклама

"Энергоинтенсивность украинской экономики – в три раза выше, чем в ЕС. Наибольший ресурс для Украины – это повышение энергоэффективности", – согласен руководитель подразделения по Европе, Ближнему Востоку и Африке Международного агентства по энергетике Стивен Глобали.

Альтернативный газ

Альтернативным видом топлива, который даст шанс "слезть" с газовой иглы России, может стать газ уплотненных песчаников. Для его добычи в Украине в прошлом году пробурили "поисковую" скважину. "Мы уже бурим. Первую скважину "Shell" пробурил в прошлом году совместно с "Укргазвидобування" в Харьковском регионе (Первомайский район). Мы не просто ищем газ, а определенную форму пород", – заявил глава компании Shell в Украине Грэхем Тайли.

Еще одна скважина должна появиться в конце этого года или начале следующего. Однако у этой технологии есть противники. Экологи считают, что гидроразрыв, который используется для добычи сланцевого газа и газа уплотненных песчаников, нанесет серьезный вред экологии. Такая технология запрещена в некоторых европейских странах, к примеру, во Франции. В самой компании Shell уверяют, что опасности для окружающей среды нет.

Схема добычи сланцевого газа заключается в том, что в земле бурят скважину глубиной несколько километров. Затем в эту скважину направляют перфоратор, с помощью которого пробивают в нужных местах отверстия. Через них вода с химическими веществами и песком, которая заливается в скважину, проникает в породы. В результате освобождается газ.

Миллиарды на модернизацию

Нынешнее оборудование в сфере энергетики сильно изношено. Чтобы модернизировать эту отрасль, согласно стратегии развития до 2030 года, нужны инвестиции в размере 100 млрд долларов. "40% генерирующих мощностей устарели, им более 40 лет", – рассказал генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. По его словам, часть мощностей в данный момент нельзя использовать из-за технических ограничений.

Нужна ли наша ГТС

Газотранспортная система дает нашей стране статус главного транзитера российского газа в Европу. Но останется ли за нашей трубой ключевая роль через 5 – 10 лет? "Украинская ГТС чрезвычайно важна для Европы", – считает исполнительный директор Комитета по экономическим отношениям Восточной Европы BDI Райнер Линднер. "ЕС нужно обеспечить энергетическую безопасность, и сегодня украинский коридор для нас наиболее важен", – говорит он.

Однако ситуация в сфере транспортирования через 10 лет будет разительно отличаться от той, что есть сегодня, уверен секретарь Секретариата Энергетической хартии Урбан Руснак .

"Украина видит, что потребление газа внутри страны сокращается. Эта тенденция продлится и в следующем году. ЕС тоже будет импортировать меньше газа через Украину, поскольку есть возможность поставок через Северный поток", – сказал Райнер Линднер.

Для того, чтобы сохранить конкурентное преимущество, Украина может модернизировать свои газовые хранилища – самые большие по объему в Европе. "Сегодня без украинской ГТС невозможна работа российской и европейской, невозможна надежная поставка газа европейским потребителям", – говорит глава Наблюдательного совета Киевэнерго Иван Плачков.

По его мнению, существующая схема поставок газа в будущем уступит место новой системе. "Страны перейдут от прямых поставок к спотовому рынку. Это более эффективная система. Газ будет покупаться на бирже, и вся ГТС будет использоваться для удовлетворения спотовых контрактов", – считает эксперт. В таком случае для Украины, опять же, станет преимуществом нынешняя схема газопроводов. "У нас есть 9 входов (для транспортировки газа) и 8 выходов. Это позволяет обеспечить универсальность и обеспечить большое количество стран", – сказал Плачков.