Как украинцы зарабатывают на диванах и винограде

21 сентября 2012, 12:10
"Сегодня" разыскала предприимчивых украинцев, которые, невзирая на кризис, сумели не только оставить свой бизнес на плаву, но и достичь успехов.

Сбор урожая. Молодое вино Павла оценили известные сомелье мира

НАЧАЛО: Мелкий бизнес по-украински: секреты успеха

Продолжение

Реклама

ВИНОДЕЛ: ЕСТЬ ПРИЗ, А БУДЕТ — ЗАВОД

Пожалуй, одной из самых рискованных бизнес-идей была у винодела из Крыма Павла Швеца. Мало найти деньги, еще нужно было отыскать землю в определенной местности, которая подошла бы винограднику, и дождаться, когда, собственно, вырастет урожай и созреет вино. А если винодел ошибется, ошибку свою он сможет исправить только на следующий год, когда получит новый урожай.

Павел — профессиональный сомелье, и всегда хотел создавать свое вино. "У меня были паи, и я их обменял на7 гарядом с Севастополем, где были идеальные условия для виноградника, — говорит Швец. — Также продал квартиру и вырученные $100 тыс. потратил на лозу. Но какие сорта подойдут для моей земли, никто не мог посоветовать. Пришлось рискнуть и купить 9 разных сортов из питомника в Бургундии (Франция). Людей не нанимал, выручили друзья, родственники и коллеги".

Реклама

Четыре года для винодельни — совсем маленький срок, но за это время его молодое вино успело завоевать приз. "Мое вино первого урожая 2010 года на международном конкурсе в Санкт-Петербурге заняло первое место в конкурсе, где выбирали вино в сочетании с икрой белуги и севрюги", — говорит наш винодел. Сейчас Павел занят постройкой своего завода и подвалов. "Возмущает отношение чиновников, никто не хочет пойти навстречу начинающему бизнесмену или хотя бы помочь советом. Даже спроектировать завод пока не выходит: мне готовы сделать проект на изготовление минимум тысячи тонн вина, а мне нужно до 500 тонн", — сетует Павел.

ДЕЛАЮТ ДИВАНЫ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ


Мебель. Вот такой диван могут сделать за неделю

Реклама

Житель города Буск Львовской области Степан Олива начал мастерить мебель несколько лет назад. На его фабрике трудится вся семья, они на заказ делают диваны, кресла, мягкие уголки и комплекты из них. "Рискнули — и угадали. Но тогда не было ни названия, ни работников наемных, только родные. Конечно, было тяжело, но мы смотрели, как сочетать комфорт и практичность мебели, сами возили товар клиентам на грузовике, — говорит Степан Иванович. — А первых людей для помощи смогли нанять только через пару лет. До 2008-го года у меня бывало такое, что в хороший сезон работало и по 20—25 наемных работников, но потом грянул кризис, и теперь могу себе позволить нанять только четыре человека. Ну и, конечно, семья работает, жена вот принимает заказы, два сына на станках работают, когда много заказов".

По словам Оливы, рабочий день у него самый обычный — с 9.00 до 18.00, но иногда на мини-фабрику приходится срываться и в выходные: "Бывают авралы, конечно, или что-то сломается, а работа не ждет: надо срочно сделать кому-то комплект мебели, и не один". С самого начала, по словам владельца частной мебельной фабрики, у него не было ни хороших станков, ни больших заказов, но, когда появились первые адекватные прибыли, он обновил оборудование. Но расширяться в ближайшее время не будет. "Я не вижу пока возможности нанять больше людей, но мы с заказами справляемся и так. Хотелось бы, конечно, вернуться к более крупному производству, но это произойдет не скоро". Прибыли Степан Иванович не называет, но говорит, что на жизнь хватает.

РЕЦЕПТЫ ОТ БАБУШЕК И ПРОБЫ НА ЯРМАРКАХ


Пекарня. На старте работали всего пять человек целыми сутками

Единственную частную пекарню в поселке Княжичи Киевской области рискнули открыть три года назад — в самый разгар кризиса. Начинали с выпечки 30 булок, а теперь в сутки делают шесть тысяч. С какими трудностями столкнулся бизнес — рассказала нам начальник производства Оксана Сидоренко: "Мы почти год потратили, чтобы собрать все разрешающие документы. Накопленных денег, около 40 тыс. грн, хватило только на аренду помещения. Хорошо, что его хозяин пошел нам навстречу  и разрешил заплатить половину, на остальные деньги мы купили бэушную печь.

Все это время мы не забывали о главном — о поиске оригинальных рецептов. От химии и стабилизаторов отказались наотрез, решили печь исключительно по домашним рецептам. Я ездила по селам, расспрашивала бабушек. Конечно же, были ошибки. Помню, первая партия в 30 булок, которые мы разослали по местным магазинам, у нас была далека от идеала – форма "хромала". Часто до утра в цеху оставались работать, нас всего 5 человек тогда было".

По словам Сидоренко, даже когда выпекали по 300 булок, вся выручка шла на покупку сырья. "Проблема была еще и в том, что люди привыкли к заводскому хлебу. Нашим мы угощали людей на ярмарках, так и появились свои покупатели". Сейчас на предприятии трудятся 25 человек, выпекают уже 38 видов батонов, "кирпичиков", плетенок и пр. Везут их в магазины Киева и области, есть точки в Житомире и Чернигове. "Но чтобы отбить все вложенные деньги, нужно минимум 6 лет", — говорит Сидоренко.

КАК У НИХ: БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ И ШТРАФЫ ЗА ЧЕКИ

За границей открыть свой бизнес также не просто, но все же там созданы для этого более благоприятные условия.

ИТАЛИЯ. Небогатая Италия сплошь усеяна маленькими частными предприятиями. По местным подсчетам, у каждого четвертого итальянца есть свой бизнес. Зачастую небольшие пекарни, заводики по производству оливкового масла, макарон и пр. Это семейный бизнес, который передается из поколения в поколение. Ведение бизнеса в Италии и в Украине похоже тем, что на старте нужно собрать уйму справок и разрешений, к тому же не постесняются выудить взятку. Хотя там очень выгодные кре­диты — первые три года предприниматель может платить всего от 4—8% годовых (в Украине сейчас от 25%).

ДАНИЯ. Это одна из самых привлекательных стран, чтобы там открыть свое дело. Как правило, датчане с бизнес-планом идут в банк, где можно взять субсидию на 25 лет под 7—12%. Регистрация фирмы и сбор справок занимает не больше недели. Затем в налоговой нужно заполнить анкету-заявление и можете приступать к работе. Кстати, там есть бесплатные курсы для начинающих бизнесменов, а чиновники могут помочь в составлении бизнес-плана и даже предоставить статистику в той сфере, где будет открыта новая фирма.

ШТАТЫ. Достаточно легко от­крыть свой бизнес в Штатах, но... при наличии стартового капитала. Банки неохотно выдают кредиты начинающим предпринимателям, но выделят деньги без вопросов крупной фирме. Там особо уважают креативные бизнес-идеи, и если удастся убедить в уникальности своей будущей фирмы, то кредит вам гарантирован. А сбор необходимых бумажек вряд ли затянется дольше, чем на пару недель. Плюсом в США есть то, что там очень высока покупательская способность населения и продать можно даже лед зимой. А минусом — что мелкого и среднего бизнеса пруд пруди. Кстати, реклама тут играет крайне важную роль, даже малюсенький магазинчик не обходится без рекламы хотя бы на местном телевидении, не говорят уже о билбордах и разных промоакциях.

ИЗРАИЛЬ. Здесь открыть свой бизнес не только сложно, так как сбор разных разрешений затянется едва ли не на год, но нужно еще удержаться на рынке. А это будет сделать сложно из-за пристального контроля со стороны государства. К примеру, фирму могут серьезно оштрафовать, если, скажем, она не закрылась в субботу (священный для евреев день). И не дай боже продать товар без чека. Тогда сумму проданного товара умножат на количество дней с момента открытия магазина, и с полученной суммы нужно будет уплатить налог. Но несмотря на все бюрократические проволочки, система налогов очень гибкая и есть множество послаблений и льгот для предпринимателей.