Как не дать обмануть себя при покупке авто

15 августа 2013, 22:09
На что обращать внимание, приобретая новую машину в салоне

/ Фото: Анастасия Искрицкая

Реклама

Новость о том, что автомобили вот-вот подорожают из-за введения утилизационного сбора (согласно принятому месяц назад закону, в сентябре иномарки должны вырасти в цене на 4—30 тыс. грн), взбудоражила тех украинцев, кто давно собирался себе купить машину, но все тянул с окончательным решением. В результате в автосалонах отмечают повышенный спрос и на некоторые популярные модели авто уже возник дефицит. Естественно, как только на рынке возникает ажиотаж, сразу же находятся нечестные люди, которые стараются на нем заработать. Автосалон, пользуясь случаем, запросто может заставить клиента приобрести некондиционную модель. Кроме того, существует ряд маркетинговых уловок, которые вынуждают покупателя переплачивать. "Сегодня" собрала схемы обмана и узнала, как с ними бороться.

 

Обман начинают с рекламы

Реклама

Увидели на улице бигборд, где указана цена за семейный седан в 110 тыс. грн? А после этого позвонили — и менеджер, пообещав, что долгожданное авто ждет вас на складе, пригласил заехать для покупки? Не спешите радоваться.

В автосалоне продавец даст вам проехать на тестовом автомобиле, расскажет обо всех его особенностях, и уже после того, как вы окончательно определитесь в своем выборе, внезапно заявит, что автомобили по указанной в рекламе цене в принципе есть, но сейчас их в салоне нет, а на складе авто в базовой комплектации появится не раньше, чем через 3 месяца. В наличии есть такая же машина (конечно, последняя), но в комплектации на $2—3 тыс. дороже. Уже настроившийся на покупку автомобилист, как правило, соглашается переплатить.

 

Реклама

Деньги и документы

Часто на покупателях необоснованно наживается не сам салон, а ушлые менеджеры. В основном их "левак" — заработок на разнице в курсах валют и при постановке машины на учет.

СУТЬ ОБМАНА. Во многих салонах цену авто называют в долларах или евро с привязкой ко внутреннему курсу. В итоге, когда покупатель приходит платить, зная, что в среднем за доллар просят, например, 8,13—8,15 грн, ему дают квитанцию, где сумма рассчитана исходя из внутренного курса автосалона  — 8,17—8,20 грн за доллар.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Заранее согласовывать с салоном сумму в нацвалюте.

СУТЬ ОБМАНА. Если клиент прописан в другом городе, его часто пугают тем, что процедура постановки на учет будет долгой и сложной: мол, придется ехать на малую родину. Но можно все ускорить и упростить за 500—3000 грн сверху, а номера привезут прямо в автосалон.

ЧТО ДЕЛАТЬ. В данном случае жулики пользуются тем, что водитель-новичок просто не знает о том, что с этого года процедуру можно пройти абсолютно в любом МРЭО — прописка не имеет значения. Никаких очередей там нет — спокойно езжайте и ставьте машину на учет (обычно на это уходит 1,5—2 часа).

 

Продажа машин после мелких ДТП

Обычно покупатель специально идет в автосалон для того, чтобы ему продали новую машину, на которой никто не ездил. А значит, она не участвовала в ДТП. Дело в том, что идеально восстановить автомобиль после аварии невозможно — металл обладает таким свойством, как память, и запоминает деформацию (что, соответственно, влияет на безопасность). Лакокрасочный слой на новом и на крашеном автомобилях тоже будет отличаться. Кроме того, неизвестно, как именно восстанавливали машину, какого качества была краска.

СУТЬ ОБМАНА. Автомобили часто повреждаются еще до того, как попадают в автосалон. Во-первых, слабым звеном является сборочный завод — рабочие иногда ошибаются и автомобиль получает повреждения от острых предметов и даже падений. Во-вторых, во время перевозки автовозы нередко попадают в аварии — фуры даже переворачиваются вместе с грузом из 8—9 автомобилей. Понятное дело, что и на заводе, и после ДТП во время перевозки новые автомобили не утилизируют, а восстанавливают и отправляют в салон на продажу. В-третьих, часто автомобили используют для тест-драйвов или в промоакциях — даже если в ходе этих действий не было ДТП, все равно такую машину сложно назвать новой. Но для продажи кузов авто полируют, салон пылесосят, а датчик пробега выставляют на нулевую отметку (или около того).

ЧТО ДЕЛАТЬ. Лучше всего арендовать (это стоит около 100 грн) или купить (за 500—1500 грн) портативный толщинометр (измеритель толщины лакокрасочного покрытия). Перед покупкой просто измерьте им значение по всему периметру кузова — если, например, на двери или крыле есть отличия от значений других элементов, значит есть повод либо отказаться от покупки, либо требовать очень серьезную скидку.

Даже если прибора нет, внимательно присмотритесь к различным мелочам: все ли болты/гайки одинаковой формы и новые, не отличаются ли кузовные зазоры между собой, нет ли под краской небольших царапин, как после наждачки. Очень важно приподнять ковровое покрытие в багажнике: неаккуратные сварные швы говорят о том, что их делал не робот-автомат на заводе, а автослесарь в кустарных условиях.

Посмотрите и на состояние салона (особенно в скрытых полостях) — если там есть грязь, песок или пыль, то на автомобиле уже ездили. Также об этом говорят и повреждения в нижней части бампера и глушителя.

 

Как зарабатывают на ажиотаже

Одна из старейших схем, которая заставляет клиента автосалона переплатить за автомобиль, — попросить его доплатить за то, чтобы дефицитную модель или автомобиль в редкой комплектации привезли как можно скорее.

СУТЬ ОБМАНА. План поставок автомобилей планируется если не на год, то на квартал вперед точно. Обычно при заказе авто его доставляют за 2—4 недели либо 2—3 месяца в том случае, если речь идет о модели в индивидуальной комплектации. Но практически у любого автосалона есть запасы на складе. Правда, он небольшой, и выбор моделей там ограничен.

Если на рынке ажиотаж (например, как сейчас), можно заявить, что все, что есть на складе, уже раскуплено, и следующая партия из-за утилизационного сбора будет уже дороже. Но вопрос можно решить за определенную плату (от $500 менеджеру салона).

При этом менеджер заранее знает, что автомобиль вовремя не привезут, но все равно берется за "допуслугу". Однако накануне покупки он звонит клиенту и говорит, что в заказанной комплектации машины не будет, но есть "почти такая же", мол, "вот-вот привезли, и я специально для вас отложил". В итоге покупателю, который боится скорого подорожания, ничего не остается делать, кроме как купить машину в предлагаемой версии.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Еще перед заказом узнать, какие модели есть на складе, и записать их. Если менеджер взялся за услугу, но предлагает автомобиль, который и без того был в наличии на момент заключения договора, это будет хорошим поводом для того, чтобы либо потребовать скидку, либо вернуть свои деньги за переплату назад. Также советуем не полениться и прозвонить самостоятельно всех дилеров этой марки — модель, которая у одного доступна лишь под заказ и с переплатой, у другого может быть в наличии.

ХИТРОСТИ КОМПЛЕКТАЦИИ

Этот способ связан с предыдущим.

СУТЬ ОБМАНА. Менеджер автосалона продает клиенту авто в определенной комплектации, обещая, что все допоборудование будет установлено на заводе. На самом деле он берет базовую модель из имеющихся на складе и просто доукомплектовывает ее. Разница в цене появляется за счет того, что вместо дорогого заводского оборудования устанавливают китайские комплектующие. Особенно это касается развлекательных функций (магнитолы, навигатора), системы охраны (сигнализации, иммобилайзера) и парктроника. Даже если клиент видит обман, ему показывают договор, в котором не прописано условие, гарантирующее, что все допоборудование будет фирменным.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Внимательно читать все условия договора.

 

Развод на гарантии

Часто автосалон рекламирует дополнительную гарантию на автомобиль. Например, производитель дает 2 года или 50 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше), а продавец заявляет с рекламного плаката: он-де настолько уверен в качестве продаваемого авто, что продлевает заводскую гарантию до 7—10 лет. Многие автолюбители только по этой причине покупают автомобиль именно этой марки и именно в этом салоне. Действительно, ведь заманчиво: обычно у любого авто после 5 лет езды по нашим дорогам начинаются мелкие проблемы, а тут можно ездить намного дольше и не переживать.

СУТЬ ОБМАНА. На самом деле продавец манипулирует понятиями. Так, любой именитый производитель автомобилей всегда дает отдельную гарантию на агрегаты автомобиля (двигатель, коробку, электрику, мелкие механизмы вроде стеклоподъемников — их работоспособность гарантируют в течение 2—3 лет) и на антикоррозионную стойкость кузова (от 5 до 12 лет).

В теории также дают гарантию и на элементы ходовой, но на практике в ней отказывают. Мол, владелец сам въехал в яму или использовал авто на плохих дорогах, соответственно, дефект возник не из-за брака, а из-за механического повреждения. Добавим, что допгарантия всегда обязывает автовладельца обслуживать машину на фирменном сервисе, где цены в 2—3 раза выше, чем на неофициальном. Нередко для авто без расширенной гарантии цены на фирменном сервисе гораздо ниже, чем с ней.

ЧТО ДЕЛАТЬ. Читать условия гарантии при покупке. От базовой в 2—3 года отказываться не стоит, а вот необходимость в расширенной сомнительна.

 

Доверяй, но проверяй

Еще один случай обмана связан с таким понятием, как предпродажная подготовка. Перед тем как выдать автомобиль клиенту, сотрудник автосалона обязан сделать проверку его технического состояния. На практике клиент может столкнуться и с тем, что ее не провели, и с тем, что во время ее проведения автомобиль слегка изменился.

В первом случае очень важно самому проверить правдивость слов менеджера о том, что предпродажная подготовка проведена. Причем важно это сделать до подписания акта приема-передачи, так как потом будет поздно — претензии будет рассматривать не салон, а гарантийщики, и автомобиль вернуть будет крайне сложно. Кроме поверхностного осмотра (включите свет и проверьте все лампочки, поворотники, гудок, работу кондиционера и т.д.), нужно еще и поднять капот, чтобы убедиться в том, что на заводе не забыли вставить щуп, а в двигателе есть масло (это нужно делать до запуска мотора). Все работает? Отлично. Теперь сравните комплектацию с той, что вам обещали и которую обычно устанавливают на этот автомобиль (можно посмотреть на выставочный образец в салоне). Часто нечестные продавцы заменяют дорогой аккумулятор дешевым китайским аналогом и меняют шины (говорят, что в этой партии завод устанавливает не колеса премиум-брендов вроде Michelin, Continental, Goodyear, а более доступные Barum, Debica и так далее).

 

На что имеет право автопотребитель

Если вы, не подумав, подписали акт приема автомобиля и при заключении договора не обратили внимание, что в нем прописана совсем не та комплектация, какую вы хотели, претензии будет рассматривать лишь гарантийный отдел. Вернуть авто можно, но лишь в исключительном случае.

УСЛОВИЯ ГАРАНТИИ. По Закону "О защите прав потребителей" производитель обязан обеспечить работоспособность товара на протяжении его срока службы или по договоренности с потребителем. Если никакого договора на это случай нет, то на протяжении 10 лет. Обычно обязанности продавца и покупателя прописываются в гарантийном договоре или в сервисной книжке.

Однако любые условия договора не должны противоречить Закону "О защите прав потребителей". Согласно ему, если товар оказался некачественным, в течение гарантийного периода у покупателя есть право требовать бесплатное устранение дефектов, компенсацию материальных потерь или соответствующее снижение цены товара.

ЗАМЕНА МАШИНЫ. А вот потребовать замену или возврат автомобиля можно лишь в том случае, если обнаружены существенные недостатки — неисправности, которые возникли по вине производителя (продавца) и которые не удалось устранить в течение 14 календарных дней, либо если они сильно изменили свойства товара. На практике добиться замены крайне сложно (через суд, что занимает много времени и нервов), а вот получить подменный автомобиль вполне реально.

ОТКАЗ В РЕМОНТЕ. Обычно гарантийщики ищут любой повод, чтобы обвинить автовладельца: мол, поломка произошла по его вине. Причем отказывают обычно устно.

На самом деле продавец обязан сделать это в письменном виде, составив так называемый рекламационный акт, в котором должно быть написано основание для отказа. Если причина в механическом повреждении или несвоевременном прохождении ТО, то спорить с решением сложно. Но часто в ремонте по гарантии отказывают после обнаружения установленного на сторонней СТО допоборудования (в автосалоне настаивают на том, что его нужно заказывать только у них). В этом случае нужно жаловаться в Общество защиты прав потребителей и подавать в суд. Согласно ст. 21 Закона "О защите прав потребителей", права потребителя считаются попранными, если при реализации продукции каким-либо образом нарушается право покупателя в выборе продукции. Соответственно, дилер не имеет права навязывать клиенту свои услуги и расходные материалы.