Что будет с машиной, если ее не обслуживать: плачевные последствия

24 сентября 2013, 15:14
Забитый фильтр салона может вызвать аллергию, а старое масло "убивает" двигатель

Если машину не обслуживали, первым дает знать об этом двигатель

О том, что любой автомобиль нуждается в обслуживании, знают все — к каждой машине прилагается сервисная книжка, в которой подробно расписано, когда именно нужно менять масло, фильтры, свечи, ремни и многие мелочи. А вот что будет, если этого не делать? Как ни странно, таких случаев на любом СТО могут рассказать множество. Обычно такое бывает в том случае, если на авто ездит не владелец, а наемный водитель (например, в такси или при работе на фирме) — выданные на сервисное обслуживание деньги он присваивает себе. Естественно, через некоторое время "железный конь" оказывается загнанным: машина выходит из строя, водитель говорит, что это просто неудачная модель, и советует ее продать. Новый владелец сразу сталкивается с набором неприятностей, от которых на станции техобслуживания просто разводят руками, поскольку не понимают, как такое может быть на почти новой (по пробегу и возрасту) машине. "Сегодня" приводит ряд признаков, по которым можно вычислить "неудачную" машину, а также рассказывает, как ее можно реанимировать.

Отказ от замены масла

Реклама

Если машину не обслуживали, первым дает знать об этом двигатель, моторное масло в котором потеряло свои свойства. Напоминаем, что оно выполняет ряд задач. Во-первых, снижает трение между трущимися поверхностями и защищает двигатель от износа (создается тонкая пленка между подвижными деталями, которая и уменьшает трение). Во-вторых, масло отводит тепло и не дает двигателю перегреваться. В-третьих, оно защищает мотор от коррозии. И, наконец, удаляет продукты сгорания и износа двигателя. Для выполнения всех перечисленных функций в любое масло, предназначенное для работы в двигателе, добавляют набор специальных присадок, срок службы которых, увы, ограничен. В сложных дорожных условиях (пробки, запыленные улицы, плохое топливо) крайний срок службы минерального масла составляет 7—12 тыс. км, полусинтетического и синтетического — 15—25 тыс. км. Если масло не менять вовремя, то "срабатываются" присадки, масло окисляется, в нем накапливаются различного рода загрязнения. В какой-то момент ухудшаются смазывающие свойства, что увеличивает трение между движущимися частями, в результате чего увеличивается нагрузка на двигатель. В результате двигатель будет перегреваться. И, наконец, продукты сгорания начнут скапливаться внутри двигателя и забивать масляные каналы. Возникает сухое трение и двигатель "умирает" в течение 2—3 дней (а то и часов).

Именно поэтому сразу после покупки б/у автомобиля первым делом нужно поменять масло и фильтр, независимо от того, что рассказывал предыдущий владелец о дате замены масла.

Экономия на техжидкостях

Реклама

Некоторые водители экономят на антифризе и тормозной жидкости. А зря. Охлаждающая жидкость. Основная ее функция — отвод тепла от стенок цилиндропоршневой группы. Кроме того, с ее помощью обогревается салон в холодное время года (разогретый антифриз отдает тепло радиатору печки, который в свою очередь прогревает воздух системы обдува салона). Это — химическое вещество, которое обладает свойствами не кипеть при высоких температурах, легко отдавать и принимать тепло, сопротивляться кристаллизации (не превращаться в лед при температуре ниже ноля) и не испаряться. Кроме того, такая жидкость должна очищать металл и резину от накипи.

Если ее не менять, примерно через 1,5 года мотор начинает работать с ошибками — кипеть летом и замерзать зимой. Если игнорировать эти проблемы, в дальнейшем (года через 2—2,5) возникает такое явление, как кавитация — жидкость "проедает" мелкие дырочки в металле и в систему охлаждения начинают попадать газы из двигателя. Это приводит к перегреву и выходу мотора из строя (нужен капремонт). Аналогичные проблемы возникают в том случае, если лить вместо охлаждающей жидкости обычную воду. Добавим, что печка в этом случае греет очень плохо.

Если вам попался автомобиль с такими признаками, для начала слейте старую жидкость, залейте воду, смешанную с веществом для очистки труб, и дайте мотору поработать на этой смеси минут 20. После этого слейте грязную воду и залейте вместо нее качественный антифриз.

Реклама

Тормозная жидкость. С ее помощью усилие на педаль тормоза передается на тормозные колодки. Основное свойство — не замерзать и не закипать. Иначе тормоза откажут, что приведет к аварии. Тормозная жидкость контактирует с резиновыми элементами — пыльниками, гибкими шлангами и рядом других. Поэтому ее делают из нейтральных к резине компонентов и смешивают со спецприсадками, предотвращающими коррозию. Но сама по себе эта жидкость гигроскопична (вбирает в себя воду из воздуха). И если ее не менять (раз в год), через некоторое время эффективность торможения снижается. Через несколько лет тормоза могут и вовсе отказать.

Внимание на фильтры

Водитель, который меняет масло, обычно одновременно меняет и фильтры — топливный, воздушный и масляный. Но возникает соблазн сэкономить и вместо дорогого расходника приобрести что-то подешевле. В чем разница?
Главный компонент любого фильтра — фильтровальная бумага. В недорогих фильтрах не только используется более дешевая бумага, но и количество ее там меньше. Между тем бумага, используемая в дорогих фильтрах, отличается не только лучшим качеством, но и имеет специальную пропитку, которая у каждого производителя своя — ее состав держат в секрете. Наиболее продвинутые производители используют бумагу, армированную стекловолокном, что делает ее более прочной. Даже если производитель дешевого фильтра покупает хорошую бумагу, он может сэкономить на качестве исполнения, например, материале корпуса. Автор этих строк своими глазами видел топливный фильтр (его часто устанавливают под днищем авто и он контактирует с водой и грязью), корпус которого проржавел насквозь через 5 тыс. км езды по осенним дорогам. В итоге он не только напитался водой — сквозь него уходил бензин. Хорошо хоть не дошло до пожара!

Именно поэтому после покупки ненового автомобиля обязательной процедурой является не только замена масла и жидкостей, но и всех фильтров. Кстати, тем, кто не меняет воздушный фильтр, нужно знать, что даже полчайной ложечки пыли, попавшей в двигатель, выведет его из строя.

При выборе фильтров, чтобы не купить дешевку или подделку, обратите внимание на качество завальцовки корпуса и вес изделия (фильтр не должен быть слишком легким) — иногда попадаются фильтра, где под корпусом нет вообще ничего (соответственно, масло может поступать в обход фильтрующего элемента). Кстати, многие водители вообще не меняют фильтр салона, считая его лишней деталью. Конечно, на работоспособность автомобиля он, действительно, не влияет. А вот на здоровье самого водителя — очень сильно. Забитый фильтр салона может вызывать аллергию и легочные заболевания (на нем любят размножаться болезнетворные бактерии).

Плохой бензин: в чем вред

Водители практически всех корпоративных автомобилей любят зарабатывать на топливе. Хорошо, если они просто завышают реальный расход в документах и продают остатки топлива налево, в таком случае автомобиль не страдает. Намного хуже, когда водитель на АЗС заливает хорошее топливо не в бак служебной машины, а в канистры и тут же продает его. А на вырученные деньги заправляется на "левой" АЗС топливом неизвестного происхождения (чаще всего — поддельным). Разница в цене оседает в кармане недобросовестного водителя.

Как правило, жидкость, которую продают под видом бензина, является отходами коксохимического производства. Нормы содержания металлосодержащих присадок, свинца, нафталина, этилового спирта и ацетона превышены в 10—15 раз. Второй вариант — топливо просто не соответствует заявленному октановому числу. Или все перечисленные факторы присутствуют вместе.

Автомобиль ломается не сразу. Чаще всего до момента продажи машина "держится из последних сил", с поломками приходится разбираться уже новому владельцу.

Определить то, что авто заправляли некачественным бензином, можно лишь по поведению машины: у такой машины увеличен расход топлива, она плохо заводится, а разгонная динамика и мощность оставляют желать лучшего (по сравнению с авто такой же модели). Кроме того, двигатель работает с перебоями, а обороты на холостом ходу "скачут". Топливо с пониженным октановым числом выдает себя металлическим стуком при разгоне.

Если вам попался такой автомобиль, лучше всего снять топливный бак и тщательно его промыть. После этого нужно залить качественный бензин из канистры (желательно, с высокооктановым топливом с пониженным содержанием серы). После этого замерить на СТО компрессию в каждом цилиндре: если она сильно упала, нужен частичный капремонт. Также нужно либо удалить лямбда-зонд и катализатор, либо поменять на новые, а инжектор тщательно прочистить. И, естественно, поменять масло, свечи и охлаждающую жидкость. Обычно после таких действий "больной" автомобиль ездит без поломок.

Свечи и приводные ремни

Нередко после покупки нового автомобиля водители придерживаются регламентных сроков обслуживания лишь первые несколько лет, пока не закончится гарантия, условием которой являются регулярные визиты на сервис. После этого машину зачастую продают, либо обслуживают кое-как (особенно если она не своя). Типичные поломки после пробега в 50—60 тыс. км — авто плохо заводится либо обрывается один из приводных ремней.

Свечи зажигания. На современном автомобиле служат 1,5—2 года. Эти устройства нужны для того, чтобы искрой, образовавшейся в процессе включения зажигания, воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи. Важной характеристикой свечи зажигания является величина зазора между электродами — чем зазор меньше, тем раньше появляется искра и пробой происходит при меньшем напряжении. Соответственно, смесь поджигается через раз и автомобиль "дергается". Или вообще не заводится. Уменьшение зазора происходит из-за того, что на электродах накапливается нагар. Иногда для восстановления работоспособности свечи достаточно его удалить, но чаще всего нужно менять всю деталь. Отметим, что при заправке плохим топливом нагар появляется почти моментально.

Ошибкой многих водителей является то, что они при замене свечей ставят не те, что советует производитель, а те, что подешевле. Нужно знать, что они отличаются между собой калильным числом — если взять свечу, которая не подходит для конкретного двигателя, то двигатель работает с перебоями либо возникает детонация (микровзрывы в моторе). Соответственно, перед покупкой нужно заглянуть в сервисную книгу.

Ремни. Обычно нуждаются в замене после 50—60 тыс. км пробега, но в отдельных моделях выхаживают и больше 100 тыс. км (нередко — до 150—170 тыс. км). Ни один опытный механик не возьмется по внешним признакам определить, "походит" ли еще тот или иной ремень — всегда смотрят на пробег автомобиля, дату последней замены приводного ремня и ставят новый в соответствии с требованиями производителя. Поскольку не известно, выполнял ли эти рекомендации предыдущий владелец авто (и не скрутил ли он пробег перед продажей), лучше произвести замену сразу же после покупки. Иначе обрыв ремня генератора приведет к разряду аккумуляторной батареи, а ремня ГРМ — к капремонту мотора.

Сколько стоит  сервис*, грн

  •  Замена масла  300
  • Замена фильтров 150
  • Замена антифриза 120
  • Замена свечей  150
  • Замена приводных ремней 600
  • Промывка бака 300

Итого: 1620

*На примере "Ланоса"