Генеральный директор "МТС Украина" Иван Золочевский: Украина стоит на пороге технологического скачка.

12 сентября 2013, 09:00

"Мы уже говорим не просто о мобильности украинцев, а о проникновении телекоммуникационных технологий во все сферы человеческой жизни ".

Иван Золочевский рассказал о новшествах в сфере мобильной связи, а также ответил на вопросы читателей. Что изменится с их внедрением в сфере телекоммуникаций?

Реклама

-- В этом году исполняется 20 лет мобильной связи в Украине. Что нас ждет в ближайшие 20 лет?

-- Действительно, 20 лет назад никто не мог представить себе, что будет происходить даже через десятилетие. Не думаю, что какой-нибудь фантаст смог бы предсказать  роль, которую играет мобильный телефон в нашей жизни сегодня. Такой успех невозможно было предвидеть.

Когда ведущие операторы начинали строить свои сети, абонентские базы развивались темпами, превышающими прогнозы в 3-4 раза. Например, мы прогнозировали, что через 5 лет у нас будет 300 тысяч абонентов, в реальности их стало 3 миллиона.

Реклама

Сегодня Украина стоит на пороге очередного технологического скачка. Мы уже говорим не просто о мобильности украинцев, а о проникновении телекоммуникационных технологий во все сферы человеческой жизни: от образования, медицины и транспорта до сложных решений, когда информация передается между устройствами без участия человека. Сегодня модель потребления мобильных услуг меняется в сторону data-сервисов: мы на пороге абсолютно новой эры BIG DATA, "больших данных", которой мы дали старт, открыв в Украине ультрасовременный дата-центр.

-- А что изменится для абонентов с приходом эры BIG DATA ?

Реклама

 -- Дата-центр МТС -- один из самых мощных на территории Украины. Он позволяет вводить инновационные услуги на базе "облачной" инфраструктуры, что имеет для абонентов несколько важных преимуществ. Прежде всего, можно значительно повысить скорость обслуживания клиентов и время ввода новых услуг для них, а также обеспечить усиленную защиту абонентских данных (информация хранится удаленно на сервере и надежно защищена от переноса и копирования). Кроме того, благодаря "облачной" виртуальности, мы сможем быстро создавать новые рабочие места с централизованным управлением, что повысит скорость и качество обслуживания.

Кроме дата-центра, что вы еще строите?

-- В прошлом году мы начали грандиозный проект по модернизации сети. Его стоимость -- около 700 миллионов долларов. Это сравнимо с годовой выручкой компании. Запуск дата-центра -- это только часть плана по модернизации сети МТС, за два года мы собираемся поменять порядка 14 тысяч базовых станций. И, конечно, в планах третье поколение связи, и мы к этому готовимся.

-- Чем отличается мобильная связь в Украине и в Европе, где дешевле?

-- В Европе мобильная связь на порядок дороже. Есть очень простой показатель, который входит в публичную отчетность всех операторов, -- это средний счет абонента в месяц. Например, в Португалии средний абонент платит оператору за услуги 40 евро (Ред. -- 440 грн.). Есть абоненты, которые платят по 300, 500, 1000 евро. Минимальный тарифный план начинается от 15 евро. Есть опыт Англии, где, например, чтобы стать контрактным абонентом, год-полтора нужно обслуживаться на "припейдных" тарифных планах. А "припейдные" тарифы в Европе существенно дороже контрактных. В Украине абонент МТС за 42 гривни в месяц использует около 600 минут голосовой связи -- один из самых высоких показателей не только в Европе, но и в мире. Это в два раза больше, чем в России, в 2,5 раза больше, чем в странах северной Европы. Если брать Португалию или Англию, то там средний показатель 350--400 минут, у нас 600. То есть за меньшие в десять раз деньги мы даем в 2 раза больше трафика.

По стоимости минуты звонка в списке из более чем двухсот стран Украина стоит на 2-м или 3-м месте снизу. С точки зрения стоимости услуг мы достигли дна и пока на нем спокойно живем -- у нас практически самая низкая стоимость минуты в мире. Еще одно важное сравнение -- какую долю от заработка люди тратят на мобильную связь. В этом смысле мы в абсолютной норме. Украинец тратит на мобильную связь в среднем 1,5--2% семейного бюджета.

-- Вы уже отключаете "серые" телефоны?

-- Технически мы готовы отключать их уже год или полтора. Но мы не считаем возможным и правильным это делать до тех пор, пока не будет принята соответствующая норма в законе. Мы не имеем права принимать решения вместо суда в отношении того, насколько легален тот или иной аппарат.

Я не считаю, что нужно отключать телефоны, купленные не в Украине. Огромное количество людей ходят с  iPhone. Спросите, сертифицированы ли эти телефоны? Где они приобретали эти аппараты, какое количество "серых" IPhone ввозится в Украину? Если сейчас всех отключить, представляете, что будет?

По собственной инициативе подобного рода вещи мы форсировать не будем. Если выйдет закон, естественно, будем его исполнять: техническая возможность у нас имеется.

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

Елена:

-- Помогите разобраться: выгодней подключать роуминг в Украине или на месте искать местную сим-карту? И какой тариф лучше подключить, чтобы экономней было звонить в Украину, когда едем в отпуск за границу?

-- Если вы абонент МТС, подключите услугу "Бон Вояж". Допустим, вы приехали в Грецию и купили местную сим-карту. Но как ваши друзья узнают ваш новый номер? Да и многие ли из них захотят  звонить на греческий номер? Разве что вы не хотите, чтобы вам звонили. Тогда это хороший способ спрятаться.

Я понимаю, что роуминг недешев, но вполне реально найти доступные тарифы и звонить недорого. Повторюсь: связь в других странах на порядок дороже, чем у нас.

Олег:

-- Приходится часто ездить в командировки по Украине, а Wi – Fi есть не везде. Посоветуйте недорогой вариант и чтобы связь везде была. Когда в Украине появиться связь четвертого поколения? В России ведь уже есть.

-- Если говорить о мобильном Интернете, который постоянно под рукой, то, скорее всего, речь идет о каких-то небольших потребностях – о пробках узнать, погоду посмотреть, почту проверить и т. д. Технологий второго с половиной поколения, которые сегодня есть у нас, для этого абсолютно достаточно. И качество Интернета вполне приемлемо. Если сравнивать качество мобильного Интернета в Украине и в России, то Украина сильно выигрывает.

Мы видим стремительный рост пользования мобильным Интернетом среди абонентов МТС в Украине. Меняется модель потребления, мы переходим от голоса к цифре и предлагаем самый доступный мобильный Интернет в тарифах линейки 3D. Да, в России уже есть третье поколение (3G), строятся базовые станции четвертого поколения (LTE), но все-таки надо понимать, что эти технологии  рассчитаны на употребление "тяжелого" контента – это видео-интернет для планшетов, закачка большого объема файлов. Это не то, что нужно иметь всегда под рукой.

Я не говорю, что 3G не нужен. Огромному количеству людей и мне лично сильно не хватает возможности пользоваться 3G или LTE везде, где я хочу. Но пока нет лицензий у всех операторов, нет конкуренции. А без конкуренции невозможно нормальное развитие технологии по всей стране. Очень многое зависит от результатов диалога с государством, которое в этом смысле должно сделать определенные шаги.

Оксана:

-- Будут ли подниматься тарифы на мобильную связь в ближайшем будущем?

-- В МТС такое не планируется. Мы ищем способ за разумные деньги давать лучшее качество. Немаловажный момент – объем пользования теми или иными услугами. Приведу пример. Вы живете в многоэтажном доме и у вас централизованно вывозится мусор. Если все пользуются услугой, тогда она стоит копейки. Если же вдруг соседи уехали, платить одному станет очень дорого.

У нас еще остались старые технологии предоставления услуг, которые больше не в ходу, но кто-то продолжает ими пользоваться. И нам приходится делить эту себестоимость на меньшее количество людей.

Любой тариф -- это компромисс между абонентом и оператором. Повысишь тарифы – люди уйдут от тебя. Я хочу вам сказать, что в этом смысле мы демонстрируем самые лучшие результаты на рынке, потому что у нас самый низкий отток. Это характеристика того, насколько грамотно мы себя ведем с точки зрения ценовой политики.

Посмотрите, что произошло с тарифами за последние 5 лет -- они упали в 5 раз. А за восемь лет – в восемь раз. Мы говорим: "Да, мы планируем и в дальнейшем их снижать, как это делали последовательно много раз".

Но нужно понимать: какие-то услуги дорожают, какие-то дешевеют. Мой вам совет в этом смысле очень простой: следите за тарифами.

Людмила:

-- Мой сын пошел в этом году в первый класс. Учителя не советуют покупать мобильные телефоны первоклассникам. А нам все же хочется поддерживать связь с сынишкой, пока он в школе. Посоветуйте, как быть.

-- Двое моих младших, они близнецы, тоже в этом  году идут в школу. Проблема в том, что родители больше опасаются, что телефон украдут или ребенок будет звонить на уроках. С другой стороны, если телефон рядом с ребенком, вы всегда можете его найти, у нас даже тариф есть специальный, для школьников: "Супер МТС Команда 3D".

Поэтому с ребенком просто нужно договориться, что во время уроков он будет ставить телефон на беззвучный режим. Ну и не покупайте детям дорогие телефоны.

Подготовила: Оксана Онопко