Анатолий Локтионов и проблемные моменты "НафтаТранса" – что, где, когда?

14 марта 2013, 15:20
Специалистам американского инвестиционного банка Goldman Sachs в ближайшие три года гарантирована весьма нескучная жизнь.

Подписав соглашение с Министерством экономического развития РФ о предоставлении консультаций по повышению делового имиджа России за рубежом, американцы замахнулись на решение архисложной задачи — отбелить репутацию страны, в которой "предприниматели" откровенно грабят партнеров по бизнесу, находя при этом абсолютное понимание и поддержку со стороны российских правоохранительных органов. Состоявшаяся в декабре продажа компании ЗАО "Нафтатранс" — наглядное тому подтверждение.

Третий — лишний

Реклама

Владельцем ЗАО "Нафтатранс" является зарегистрированная на Кипре компания Glidefern Limited, бенефициарными собственниками которой являются российские граждане Николай Буханцов, Анатолий Локтионов и Анатолий Тернавский. Первый владеет 50% акций Glidefern через кипрскую компанию Pencilia Holdings Limited, а двое последних — таким же количеством акций через компанию Rayhill Limited, 60% акций которой принадлежит Локтионову и лишь 40% — Тернавскому. При таком распределении активов, очевидно, что без согласия Локтионова какая-либо сделка по продаже активов компании состояться не может. Однако, как выяснилось, в нашей стране возможно все.

"Партнеры" не только не поставили Локтионова в известность о сделке, но, как утверждают его адвокаты, прибегли к откровенной уголовщине, в частности, решившись на подделку печати.

Согласно уставу Glidefern Limited, каждая из компаний-акционеров назначает своего директора, и все документы от имени Glidefern должны быть подписаны обоими директорами. В конце ноября 2012 года Pencilia сменила своего директора в компании Glidefern, назначив директором вместо кипрского гражданина, некую компанию Quadri-Top Management Co Ltd, зарегистрированную на острове Белиз. Владельцем и одновременно директором этой компании является проживающий в Германии гражданин Кыргызстана Владимир Скопин. При этом таковым он стал лишь 5 декабря 2012 года.

Реклама

Заняв пост директора Glidefern, Скопин развил бурную деятельность по продаже "Нафтотранса". И уже 27 декабря 2012 года Скопин проводит совет директоров Glidefern Limited, на котором рассматривался неизвестно кем заказанный отчет некой консалтинговой компании КСК Групп по стратегии развития "Нафтатранса". Согласно этому отчету, "эксперты" считают целесообразным продать "Нафтатранс" за 30 миллионов рублей. Между тем, по мнению независимых экспертов, реальная рыночная стоимость компании составляет более 200 миллионов долларов, а чистые активы компании по российской бухгалтерской отчетности не много не мало равны 64 миллионам долларов. Однако Скопина сей факт не смущает, и он принимает решение: "Нафтатранс" необходимо продавать. Не откладывая дело в долгий ящик, уже на следующий день Скопин от имени Glidefern Limited подписывает договор с ООО "Региональные транспортные системы" о продаже "Нафтатранса". Подпись второго директора Glidefern Limited, представляющего интересы Rayhill, на этом документе отсутствует, а печать компании Glidefern Limited поддельная. Более того, состоявшийся 27 декабря 2012 года совет директоров Скопин, по-видимому, проводил сам с собой — ни секретарь компании Glidefern, ни директор со стороны Rayhill уведомления о нем не получали .

Сделка незаконна? Для любого уважающего себя бизнесмена, да. Однако не для владельца ООО "Региональные транспортные системы" Эраста Зурабовича Ткебучавы, который уже 31 декабря перечислил на счет Glidefern 2 миллиона долларов в качестве оплаты за приобретение ЗАО "Нафтатранс". При этом нужно отметить, что ООО "Региональные транспортные системы" было создано только 17 декабря 2012 года, а его уставной капитал составляет "аж" 10 тысяч рублей.

Обо всех этих событиях Анатолий Локтионов узнал лишь 3 января 2013 года — после того, как кипрский Laiki Marphin Bank, в котором находится счет Glidefern Limited, попросил предоставить документы, объясняющие платеж от никому не известной компании, которая неожиданно приобрела столь ценный актив. Вероятно, киприотов насторожило то, что ООО "Региональные транспортные системы" было зарегистрировано за две недели до платежа — 17 декабря 2012 года, а ее уставной фонд составляет всего лишь 10 тысяч рублей.

Реклама

"Состоявшаяся сделка совершенно незаконна", — утверждают адвокаты Локтионова.

Уже 10 января суд на Кипре вынес решение, запретить любые сделки с акциями "Нафтатранса", включая регистрацию изменений в состав акционеров, о чем Rayhill незамедлительно уведомил "Нафтатранс". Тем не менее, на следующий день ЗАО "Нафтатранс" подало заявление об изменении состава акционеров компании в налоговые органы РФ.

Во время рассмотрения дела в кипрском суде всплыл вопиющий факт: печать на протоколе совета директоров Glidefern Limited была подделана! Согласно уставу компании, печать хранится у секретаря Glidefern, функции которого исполняет кипрская администраторская компания Meritservus. В распоряжении Анатолия Локтионова есть письменные свидетельства о том, что в период времени, когда происходили все описанные выше события, печать находилась у Meritservus и никому на руки не выдавалась.

В связи с таким вопиющим мошенничеством как незаконная продажа ЗАО "Нафтатранс" за сумму в десятки, если не в сотни раз меньше чем реальная стоимость компании, директора Rayhill 3 три недели назад подали соответствующие заявления в правоохранительные органы Кипра и Российской Федерации. Пока никакой реакции от российских правоохранительных органов не былы. Интересно, неужели наши отечественные правоохранительные органы настолько незаинтересованны в соблюдении законности и защите нарушенных законных интересов, что в такой ситуации проигнорируют обращение о совершении преступления? Или может быть возбудят дело против потерпевших, в защиту интересов виновных?

Потерпевший — виновен?

Конфликт между владельцами ЗАО "Нафтатранс" возник в 2009 году. В 2008 году "Нафтатранс", который занимается перевалкой нефти в Краснодарском крае, решил строить нефтеперарабатывающий завод. Под этот проект были заказаны технико-экономическое обоснования и проектная документация, за которые планировалось заплатить сумму в 75 миллионов долларов.

Однако уже в марте 2009 года Анатолий Локтионов обнаружил, что потрачена почти вдвое большая сумма — 135 миллионов долларов. Бизнесмен немедленно затребовал копии всех заключенных от имени "Нафтатранса" контрактов и… получил отказ от генерального директора акционерного общества, Александра Волошина. Господин Волошин пояснил, что предоставить Локтионову копии контрактов ему запретил другой владелец "Нафтатранса" — Николай Буханцов.

Поскольку юридически владельцем ЗАО "Нафтатранс" является Glidefern Limited, Локтионов решил пойти многоступенчатым официальным путем — затребовать эти документы у Glidefern от имени Rayhill Limited, в которой, напомним, ему принадлежат 60% акций. Однако руководство Rayhill неожиданно отказалось составлять соответствующий запрос без согласия второго акционера — Анатолия Тернавского. Тернавский же заявил, что поддерживать Локтионова не намерен. Таким образом, у Анатолия Локтионова появилось вполне обоснованное подозрение, что вместо строительства завода самого современного в России нефтеперерабатывающего завода по производству топлива европейского качества вплоть до E5, в котором нуждается Россия, из компании незаконным путем были выведены огромные средства.

Параллельно выяснилось еще несколько интересных вещей. Под строительство НПЗ, а также для других проектов, в свое время было приобретено несколько земельных участков общей площадью более 300 гектар. Их покупателем выступила "Земельная компания", учредителями которой являлись все те же Бухнацов, Локтионов и Тернавский. В середине 2009 года партнеры Локтионова тайно и с грубыми нарушениями вывели из ООО "Земельная компания" все активы и все денежные средства, и вышли из состава учредителей компании, ничего об этом Локтионову не сообщив. Локтионов, таким образом, остался единственным учредителем уже никому не нужного предприятия — ООО "Земельная компания".

Разумеется, Локтионов не собирался смотреть на эти махинации равнодушно и обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить вышеизложенные факты и привлечь виновных к ответственности. При этом Локтионов неоднократно обращал внимание, что целью махинаций является банкротство ООО "Земельная компания", и в конечном итоге банкротство ЗАО "Нефтатранс".

Однако ни МВД, ни прокуратура предпринимать какие-либо действия не спешили — обращения Локтионова либо игнорировались, либо на них поступал ответ о том, что состава преступления в действиях Буханцова и Тернавского правоохранители не усмотрели.

А вот на заявление от адвоката Анатолия Тернавского, поступившее в августе 2010 года, МВД отреагировало оперативно. И… возбудило против Локтионова уголовное дело о ложном доносе.

"Коррупция в России стала той ржавчиной, которая разъедает все наше общество", — сказал по этому поводу Локтионов. Очевидно, он имел в виду "манеру ведения бизнеса" своего "партнера" Николая Буханцова. В 2002–2003 годах Буханцов возглавлял одно из управлений Минэнерго, отвечающее за квоты, экспортные сделки, отгрузки и добычу нефти в ТЭК России. Сегодня же он является представителем губернатора Санкт-Петербурга в Москве и, видимо, имеет влиятельных покровителей в силовых структурах.

Словом, видимо рассчитывая отстранить "строптивца" от участия в управлении бизнес-активом, горе-партнеры сделали "ход конем" — результатом обращения Локтионова в правоохранительные органы стало… уголовное дело против него самого.

Европейские суды — на стороне Локтионова

Возможно, "партнерам" и удалось бы втихую обстряпать свои неприглядные делишки, если бы конфликт был сугубо внутрироссийским делом. Однако, как мы уже упоминали, компания Glidefern Limited зарегистрирована на Кипре, что позволило Анатолию Локтионову в поисках справедливости обратиться в суды западноевропейских стран. В частности, тяжбы по поводу "Нафтатранса" рассматриваются в нескольких судах Кипра и Великобритании. И эти суды неизменно принимают решение в пользу Локтионова, а ряд лиц, включая бывших директоров компании Rayhill, которых контролировал Николай Буханцов, те самые, которые отказывались запрашивать информацию, уже признали себя виновными в совершении уголовных преступлений.

Как сообщает "Комсомольская правда", понимая, что доказательства их неблаговидной деятельности в любой момент могут всплыть на поверхность, Буханцов и Тернавский попытались уговорить Локтионова продать "Нафтатранс". Уже в августе 2009 года Тернавский сообщил Анатолию Локтионову, что, по их с Буханцовым мнению, спор вокруг законности сделки по приобретению земли для строительства НПЗ и злоупотреблений при расходовании средств на его строительство, зашел в тупик. А потому единственный "цивилизованный" выход из ситуации — продать "Нафтатранс". Тернавский сообщил, что уже нашел покупателя, готового выложить за ЗАО 130 миллионов долларов, и это, по его мнению, "разумная цена". Учитывая, что эксперты оценили стоимость 30% акций Локтионова в "Нафтатрансе" в сумму более 80 миллионов долларов, бизнесмен понял, что его уговаривают продать свою долю в бизнесе за полцены. И, разумеется, ответил отказом. "Партнеры" предпринимали и другие попытки заставить Локтионова в "добровольно-принудительном" порядке продать его долю в бизнесе, но так и не добились результата.

Кроме того, как законопослушный гражданин, Анатолий Локтионов хотел дождаться оценки действий своих компаньонов со стороны правоохранительных органов, даже не предполагая тогда, что эти самые органы могут использовать его заявление с просьбой проверить изложенные факты и привлечь виновных к ответственности против него же самого.

И если бы западные суды и правоохранительные органы в своей работе руководствовались теми же принципами, что и некоторые российские, эта история могла бы закончиться к вящему удовольствию бывших партнеров по бизнесу.

"Эхо Москвы" : Удар по имиджу страны

Конфликт Анатолия Локтионова с Буханцовым и Тернавским вполне мог бы остаться частным делом, если бы не одно "но" — ввиду своей географии он серьезно вредит улучшению делового имиджа России в западных странах. Между тем, Владимир Путин поставил перед правительством серьезную задачу — к 2018 году добиться вхождения нашей страны в первую двадцатку рейтинга экономических свобод Doing Business, составляемого Всемирным банком. Однако на сегодняшний день позиция России в этом рейтинге неутешительна — мы занимаем в нем лишь 112 позицию, пропустив вперед Республику Палау и лишь на одну позицию опередив Сальвадор.

При этом в еще одном рейтинге — уровня коррумпированности государств, составляемом влиятельной международной организацией "Transparency International" — наша страна вообще занимает 133 место из 174 стран.

Очевидно, что до тех пор, пока "бизнесмены" вроде госчиновника Буханцова и включенного в черный список Евросоюза Тернавского всячески портят имидж России за рубежом, все благие намерения Президента и правительства будут разбиваться о камни сомнительных "бизнес-проектов" нечистых на руку дельцов.

Источник: СМИ2

Дополнительно с подтверждающими документами можно ознакомиться на сайте http://aloktionov.livejournal.com/5665.html