АМКУ обвинил крупнейшие сети супермаркетов в сговоре и завышении цен

23 июля 2013, 11:13
Ритейлеры все отрицают, а юристы называют претензии антимонопольщиков спорными

В АМКУ считают, что из-за сговора супермаркетов в Киеве подскочили цены на продукты / Фото: Григорий Салай

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) подозревает 18 крупных продуктовых ритейлеров в сговоре, который привел к повышению цен на продукты питания в 2010-2011 годах в Киеве. Об этом пишет Коммерсант-Украина.

Дело рассматривалось комитетом с мая прошлого года. Среди крупных сетей указаны "Сильпо" и "Фора" (обе входят в Fozzy Group), "АТБ-маркет", Auchan, "Фуршет" и Metro C&C. Всего на долю 18 компаний приходится 80% розничного рынка Киева (данные на сентябрь 2011 года). Получить комментарии в АМКУ не удалось.

Реклама

Комитет обвиняет ритейлеров в том, что правила, установленные ими для работы с поставщиками, привели к росту цен на продукты. В АМКУ заявили, что, согласно данным Госстата, на протяжении 2010-2011 годов индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. Тогда как в розничных сетях Киева рост цен на основные продукты питания составлял 22-38%, а на некоторые продукты – 50-70%.

В ведомстве уверены, что подорожание было спровоцировано тем, что ритейлеры требовали от поставщиков оплаты различных дополнительных услуг (рекламы, бонусов и пр.), которые составляют 5-10% от стоимости поставленного товара. Кроме того, компании требовали от поставщиков оплаты товара с отсрочкой, которая могла достигать до 120 дней.

Читайте также: АМКУ сделал выговор шести производителям за некачественные "детские" сосиски

Реклама

"Это фактически является беспроцентным кредитованием сетей за счет поставщиков", – отмечается в распоряжении о начале рассмотрения дела.

Ритейлеры опровергают обвинения в свой адрес.

"Наша торговая сеть, как, думаю, и многие другие торговые сети, не повышала торговые наценки. Все изменения цен, которые происходили, были вызваны изменениями закупочных цен у поставщиков", – утверждает начальник отдела по связям с общественностью корпорации АТБ (сеть "АТБ-маркет") Анна Личман.

Реклама

Партнер юридической фирмы Integrites Александр Алексеенко, знакомый с позицией одного из ритейлеров, указанных в документах АМКУ, говорит, что претензии комитета весьма спорные.

"В согласованности действий можно подозревать компании из практически любой отрасли. Многие услуги у разных компаний стоят примерно одинаково, а значит их потенциально можно обвинять в сговоре", – отмечает он.

Читайте также: Железную дорогу в Украине оштрафовали за дорогое постельное белье

Официально поставщики опровергают существование подобных требований от сетей.

"Никогда не сталкивались с действиями ритейлеров, о которых говорит АМКУ. Наша компания работает с топ-10 крупными сетями и с каждой из них у нас абсолютно разные условия", – говорит директор по работе с ключевыми клиентами компании Carlsberg Ukraine Валерий Числов.

Но менеджер одного из производителей продуктов питания на правах анонимности подтвердил, что подобные требования действительно существуют на рынке.

"По этим правилам многие сети работают и сейчас. Например, в нашей компании маркетинговые отчисления составляют около 2 млн грн в год. Из них 50% затрат – это наши прямые договоры с сетями, еще 50% – всевозможные негласные бонусы за продаваемый товар", – рассказал собеседник.